«Вот мой конец, начало жизни» Дитрих Бонхёффер (1906–1945)

«Вот мой конец, начало жизни» Дитрих Бонхёффер (1906–1945)

Заговор с целью убийства Гитлера (известный как “Операция «Валькирия»”) провалился 20 июля 1944 года. После раскрытия заговора Гитлер начал активно подавлять движение сопротивления. Сотни людей были тотчас же арестованы. Многие из уже заключённых членов движения были переведены в тюрьмы более строгого режима. Ускорился процесс приведения в исполнение смертных приговоров. Бонхёффер был одним из тех, кто был казнён (с 5 апреля 1943 года он уже находился в тюрьме).

21 июля 1944 года Бонхёффер написал Эберхарду Бетге, своему бывшему студенту и будущему биографу, об одном давнем разговоре с братьями в Америке в 1930 году. Он ездил в США с целью изучения новейших богословских исследований и должен был провести год в Нью-Йоркской семинарии. Он обнаружил, что с духовной точки зрения она находится в плачевном состоянии. «Нет здесь никакого богословия», — отправил он сообщение в Германию. Тем не менее, Бонхёффер нашёл новых друзей и приключения во время путешествия из Нью-Йорка в Мехико.

Во время этого путешествия, когда они разбили палаточный лагерь и сели вокруг костра, разговор зашёл о том, чему каждый из них хотел бы посвятить свою жизнь. Один из них сказал, что хотел бы быть святым. С этого момента Бонхёффер начинает рассказ в своём письме Бетге на следующий день после раскрытия заговора:

«В то время я был очень впечатлён, но не согласился с ним, а, наоборот, сказал, что я хотел бы научиться иметь веру… Позже я начал осознавать и даже до сего дня нахожусь в процессе осознания, что только живя в полной мере земной жизнью, человек учится иметь веру. Человек должен отказаться от каких бы то ни было попыток добиться успеха в том, чтобы своими силами кем-то стать, будь то святым, или обращённым грешником, или членом церкви (каким-то служителем), праведным или неправедным, больным или здоровым человеком. Жить земной жизнью в моём понимании — это жить полной жизнью со всеми её обязанностями, проблемами, успехами и провалами, которые наделяют опытом или приводят в замешательство».

Во всём этом списке, если подумать, нам нравится только одно слово — «успехами». Мы стараемся избежать всего остального, упомянутого Бонхёффером, но всё это — часть жизнь, часть земного пути. Живя таким образом, «мы отдаём себя полностью в руки Божьи, всерьёз воспринимая не собственные страдания, а прежде всего страдания Богочеловека в этом мире, следуя за Христом по Гефсимании. В этом, я думаю, и заключается вера».

Бонхёффер быстро научился этому за свою короткую жизнь. Он умер в 39 лет. Большинство людей только к сорока годам начинают предлагать этому миру зрелые мысли и могут оставить после себя какой-то след, а он даже не дожил до этого возрастного рубежа.

Молодой профессор в Берлине

Он родился в высокообразованной семье. Его отец, Карл Бонхёффер, был известным психиатром, работал в Берлинском университете. Один из его братьев, химик, совершил открытие спиновых изомеров водорода. В доме были большая библиотека и оранжерея, а стены были увешаны солидными, написанными маслом портретами его предков. Дитрих великолепно учился и получил свою первую докторскую степень в 21 год, а вторую — три года спустя. Он работал в университете, но при этом любил церковь.

Будучи молодым профессором в Берлинском университете, Дитрих заметил объявление о поиске учителя воскресной школы для подростков, которые должны были проходить подготовку к конфирмации в Лютеранской церкви Берлина. Церковь располагалась прямо напротив дома Бонхёффера. Это были трудные подростки, которые уже «съели» нескольких претендентов. Пастор надеялся, что откликнется какой-нибудь семинарист-идеалист, у которого не хватит здравости рассудка, чтобы отказаться от этой работы. Но пастор и его банда несовершеннолетних хулиганов получили профессора богословия, носившего сшитые на заказ костюмы и очки в металлической оправе.

В считанные мгновения Бонхёффер пленил их сердца. Когда приблизился день их конфирмации — день, который, по твердому убеждению пастора, никогда не должен был наступить, — Бонхёффер отвёл их всех к своему портному и заказал им костюмы. Он был таким профессором, который легко мог и поиграть в футбол со своими учениками, и прочитать им лекцию. После игры в футбол он вместе со своими учениками слушал привезённые из Америки пластинки с афроамериканскими блюзами и духовными песнями (спиричуэлсами) и говорил о богословии. Для Бонхёффера обучение было в полной мере наставничеством.

Жить вместе

Когда Лютеранская церковь Германии заняла позицию одобрения деятельности нацистской партии и стала Имперской церковью, Бонхёффер сразу же оказался лидером Исповедующей церкви, несмотря на свой молодой возраст. Он потерял лицензию на право преподавания в Берлинском университете, а его книги были помещены в список запрещённых материалов. Он стал ректором одной из пяти подпольных семинарий Исповедующей церкви. В этой семинарии в Финкенвальде он обучал своих студентов Библии и богословию, а также молитве. Бонхёффер считал изучение Библии, богословие и молитву ключевыми элементами пасторского служения.

Эберхард Бетге, один из его студентов в Финкенвальде, являл собой яркий пример того, чему учил Бонхёффер. Бетге писал: «Так как я проповедник Слова, я не могу открыть другим Писание, если не позволю ему ежедневно говорить к моему сердцу. Я буду неправильно использовать Слово в своём служении, если не размышляю над ним в молитве».

Гестапо обнаружило семинарию в Финкенвальде и закрыло её. Бонхёффер провёл следующий год в родительском доме. Он написал книгу «Жить вместе», увековечивая то, чему он учил и учился в Финкенвальде, а также навещал своих студентов и мотивировал их продолжать обучение и служение.

Письма из тюрьмы

Следующие годы жизни Бонхёффера, с 1940 по 43 годы, являются предметом дискуссий и споров. Зять убедил его присоединиться к Абверу, органу военной разведки и контрразведки. Но нет никакой информации о том, что он выполнял какие-либо шпионские задания. Он использовал свою «должность», чтобы спокойно путешествовать по стране — хороший способ для того, чтобы быть на связи со своими студентами и церквями, в которых они служили. Затем идет спорный момент его биографии, когда он стал частью группы, планирующей убийство Гитлера. Роль Бонхёффера была вовсе не в том, чтобы разрабатывать стратегию покушения, этим занимались высшие офицеры армии и спецслужб.

Бонхёффер, скорее, был пастором в тайной комнате, то есть тем, кто даёт своё благословение на дело, которое они собирались предпринять. Бонхёффер переживал период внутренней борьбы, пытаясь определить, правильно ли то, что они делали; он совсем не принимал как данность, что это абсолютно правильно и праведно. Шла война, и эти немцы были убеждены в том, что Гилер — враг Германии и немецкого народа, а также других народов, вовлечённых в войну. Каким бы ни был вклад Бонхёффера в это движение, он не совершал его необдуманно или легкомысленно.

Все заговоры, подобные “Операции «Валькирия»”, провалились. 5 апреля 1943 года Бонхёффера арестовали и отправили в тюрьму Тегель. Следующие два года он провёл в маленькой тюремной камере. Он говорил, что скучал по пению птиц, скучал по возможности видеть мир со всем его великолепием красок. В самом начале своего заключения он отчаялся и не верил, что останется в живых. Именно в тюрьме Тегель Бонхёффер писал о том, что значит жить в полном смысле земной жизнью. Именно тогда он говорил о том, что значит учиться иметь веру среди трудностей, провалов и замешательства. В тюрьме Тегель он писал стихи, написал роман. Он писал проповеди на свадьбы и крещения, их тайно выносили и читали во время таких событий. Плодом тюремного заключения Бонхёффера стал его классический труд «Письма и бумаги из тюрьмы».

В одном из таких писем от 27 июня 1944 года он писал: «Этот мир не должен быть преждевременно списан со счетов». Он был в тюремной камере нацистского режима, в то время как Гитлер ввергал мир в безумие… Он писал о том, как быть христианином в этом мире, в том времени и месте, в которое поместил его Господь.

Цена ученичества

В 1936 году Бонхёффер опубликовал книгу под названием «Nachfolge» (в переводе с немецкого — преемственность, наследование). Позже эта книга была напечатана на английском под названием «Цена ученичества». В ней он провозглашает: «Когда Христос призывает человека, Он призывает его прийти и умереть».

Во Христе мы мертвы, мертвы старое «я» и старый образ жизни. Но во Христе мы живы! После “Операции «Валькирия»” Бонхёффер написал очень просто: «Иисус жив. У меня есть надежда». Быть во Христе означает, что мы соединены с Ним не только в смерти, но и в жизни. Однажды он проповедовал на отрывок из Колоссянам 3:1–4, где Павел напоминает нам, что мы мертвы, но живы во Христе, и что наша жизнь «сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3). В той проповеди он сказал: «Наша истинная жизнь сокрыта, но она твёрдо укоренена в вечности».

Пока Бонхёффер был в тюрьме, он трудился над своим «магнум опус» — «Этикой». Дитрих не успел завершить этот труд, но написал его большую часть, которая была опубликована посмертно. В этой книге Бонхёффер писал о жизни христианина как о Christusleben, жизни Христа. Это и есть настоящая жизнь — быть тем, кем нас задумал Бог. Мысленно отправляя нас в стратосферу, Бонхёффер пишет: «Итак, Небеса разверзлись над нами, людьми, и радостная весть о Божьем спасении в Иисусе Христе звенит возгласом радости с Небес на землю. Я верю, и благодаря этой вере я получаю Христа. Я получаю всё. Я живу перед Богом».

Был ли Бонхёффер действительно виновен в участии в заговоре с целью убийства Гитлера или нет, была ли его смерть казнью или мученичеством, ясно одно: он мог испытывать удовлетворенность жизнью и даже радость в тюремной камере нацистского режима, потому что имел твёрдое осознание того, что был мёртв и воскрешён к новой жизни во Христе. Он мог жить в этом мире и для этого мира, потому что черпал силы у Креста. Он жил в соответствии со своим самоопределением во Христе.

Начало жизни

В сентябре 1944 года Бонхёффера перевели из тюрьмы Тегель в подземную тюрьму, располагавшуюся под штаб-квартирой гестапо, как раз в то время, когда союзные войска усилили бомбардировку Берлина. Практически каждую ночь Бонхёффер слышал свист бомб, чувствовал, как тряслась земля, и думал, станет ли эта ночь последней в его жизни. В горстке писем, которые удалось вынести, он постоянно просил за него молиться. В книге «Жить вместе», опубликованной в 1938 году, он писал о ходатайственной молитве, как об одном из прекраснейших даров, которые даёт нам Бог. Бог даёт нам дар молитвы за других людей. Бонхёффер цеплялся за эти молитвы, как будто от этого зависела его жизнь.

7 февраля 1945 года, на следующий день после того, как ему исполнилось 39 лет, Бонхёффера перевели в концентрационный лагерь Бухенвальд, а затем в Регенсбург. 8 апреля его и других заключенных перевозили во Флоссенбюрг. Арестанты теснились на грубо сооружённых скамейках, плотными рядами набитых в кузове грузовика. Все были сильно истощены, но Бонхёффер проповедовал им. Он вёл их в молитве «Отче наш», и они пели гимн. На следующий день, 9 апреля 1945 года, Дитрих Бонхёффер был повешен на виселице, установленной на бетонной плите в концентрационном лагере Флоссенбюрг. Его последними словами были: «Вот мой конец, начало жизни». 

Непорочен

07.05.2024 / Дэвид Мэтис

Пастор неизбежно является публичной фигурой не только в собрании, но и за его пределами. Что требует Христос от руководителей Своей церкви? В статье рассматривается главное требование ко всем, желающим быть пасторами.

Зачем церкви нужны новые пасторы?

02.05.2024 / Владислав Трескин

У нас церковь молодая и небольшая, чуть больше шестидесяти человек. Есть два пресвитера. Казалось бы, этого достаточно. Но мы готовим в ближайшее время к рукоположению на пасторство еще двух братьев.
Зачем такой церкви, как наша, нужны еще руководящие братья? В большинстве российских общин пастор вообще всего один. Если завести речь о рукоположении второго, церковь еще и спросит, зачем он нужен.

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.