Лучший руководитель церкви - это команда

Лучший руководитель церкви - это команда

Множественность. Звучит весомо, правда? В Новом Завете мы видим, что руководство было командным делом, а не задачей какого-то одного сверходаренного человека. Лидеры действовали сообща как братский совет (Деян. 13:1-3; 15:22-23).

Руководство вместе, в единстве – это и есть множественность. Довольно-таки простая концепция, но очень важная. В своей недавно вышедшей книге я выдвинул утверждение: «Чем лучше команда руководителей, тем более здравая церковь». Ничего радикально нового. Я просто имел в виду, что церковный совет – это отражение всей церкви в миниатюре. Когда пресвитеры осуществляют совместное руководство и пускают друг друга в свою жизнь, церковь процветает. Она развивается настолько, насколько развивается команда руководителей.

Когда я размышлял над этим утверждением, мне открылась еще одна логически вытекающая из него мысль: «Глубокая радость в служении – следствие хорошего взаимодействия между членами церковного совета».

Какова же связь между здравым лидерством и радостью в служении?

Радость в единстве

Некоторые братья основывают церкви и приходят к формированию команды лидеров постепенно, на протяжении длительного времени. Книги Строка, Девера и, возможно, Баннермана – их советники на пути. Другие подобные мне оказываются в церковном совете внезапно, в результате кризиса в церкви (тогда моим самым выдающимся качеством было то, что я остался единственным братом, способным руководить).

Я сразу же обнаружил, что иметь несколько лидеров служения не означает иметь команду лидеров. Наши общие ценности, взаимное уважение, отношения, которые мы имели в прошлом, принадлежность к одному союзу и общая ответственность не способствовали тому, чтобы между нами вдруг волшебным образом возникло братское единство. Для некоторых множественность руководителей означает не больше, чем просто имена, перечисленные в уставе церкви или висящие списком во вкладке «Пресвитеры» на церковном сайте. Но команда – это нечто другое. Это лидерское сообщество, рождающее атмосферу, в которой совершение совместного служения приносит радость.

Журнал «Христианство сегодня» не так давно решил почтить память замечательного брата – Билли Грэма. И хотя Грэм был больше евангелистом, чем пресвитером, он понимал важность служения в команде. Один из авторов назвал это отличительным признаком его служения: «От Грэма я научился строить свое служение на работе в команде. Он знал, как это делать, и он собрал основную команду, которая была с ним на протяжении 50 лет. Каждый из членов команды вносил важную лепту. Когда у вас эффективная команда, вы набираете людей, которые компенсируют ваши недостатки и мобилизуют вас, помогая раскрывать ваши сильные стороны, потому что никто не может быть хорош во всем».

Вот утверждение, верное для любой церкви: когда два или более лидеров собираются вместе, возникнет какая-то особая атмосфера. Иногда это атмосфера соперничества, самозащиты и противоположных видений; однако если это атмосфера, в которой может развиваться здравая команда и сильная церковь, служение становится радостным.

Радость от совместного труда

Иногда происходит так, что служители как будто живут в бункерах, выполняя свои функции по отдельности, и тогда кажется, что ты настолько одинок в своем труде, будто закладываешь основание новой базы на Плутоне. Когда ты отрезан от единой команды, ожидания от собственного служения резко падают. Служение становится прагматичным – это способ для реализации моих талантов, для удовлетворения необходимости исполнить призыв или просто для того, чтобы заработать деньги на существование.

Апостол Павел хорошо это понимал. Именно это он имел в виду, когда просил Филиппийцев: «Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Фил. 2:2). Его слова напоминают нам о принципе, который верен для любой команды лидеров: «Чем больше единство между трудящимися, тем глубже радость от совместного труда».

Есть особая прелесть в том, что сильные и разнообразно одаренные братья объединяются, чтобы служить церкви. Это тихое мерцание, пусть не четко очерченное, но отражение триединства Бога: равные друг другу личности, имеющие различные роли в сотворении и спасении, но всегда единые в их общем наслаждении друг другом и во всем, что они совершают вместе для Бога. Различные личности, находящие радость в единстве. Это здравое лидерство.

Но позвольте неожиданную ремарку: сохранение радостного единства посреди разногласий – это тоже здравое лидерство! Некоторые считают, что разногласия или расхождение во взглядах подрывают целостность команды и будут всегда омрачать радость. Однако это общее заблуждение путает разногласия с неуважением или неверностью. Смиренные лидеры могут проводить здоровые дискуссии, которые соответствуют закону любви. Когда они способны к высказыванию своего несогласия в мирном расположении духа, это, на самом деле, способствует возрастанию единства в команде. Здравое руководство церкви должно понимать, что бессмысленное единообразие мнений среди пресвитеров ослабляет церковь. Ошибочное почтение к тому, кто громче говорит, или наивное преклонение перед старшим пастором делают единство поверхностным, даже опасным.

Можно только мечтать о крепкой команде служителей, которая допускает возможность разногласий среди всеобщего единства, но одними мечтами делу не поможешь. Истинное единство требует вклада от каждого члена команды. Чтобы «иметь одни мысли» и «иметь ту же любовь», нужно много трудиться. Но это принесет вам глубокую радость!

Радость заботы друг о друге

Бог заботится о душах пресвитеров и питает их. Он дает достаточно благодати для того, чтобы множественность руководителей трансформировалась в настоящую команду. Это происходит тогда, когда каждый осознает, что ему нужны другие братья. Мы должны понять и представить себе аналогию, которую приводит Павел, когда говорит о том, что мы – «тело» (1 Кор. 12:12-27). Эта же аналогия подразумевается при применении принципа: «Мне нужна ваша помощь, чтобы расти».

Когда начинает формироваться командная идентичность, забота о каждом служителе становится все более важной. По мере роста заботы растет и радость.

В мире, где практически любые виды работ можно осуществить через аутсорсинг и действия профессионалов, пасторы могут легко отдать заботу друг о друге на откуп другим людям и найти основной источник заботы о своей душе вне команды служителей, иногда даже вне своей церкви. Не воспринимайте это как тонкую атаку на профессиональных душепопечителей, наставников или парацерковные служения. Я сам являюсь душепопечителем и лично ощутил пользу от душепопечения и наставничества со стороны братьев, не входящих в команду лидеров моей церкви. Но эти возможности должны всегда дополнять заботу со стороны команды служителей, а не заменять ее.

Согласно словам Иисуса, именно любовь друг к другу, а не наша продуктивность или эффективность выделяет нас в этом мире (Ин. 13:34-35). Команда пресвитеров увидит эту радостную отличительную особенность, только если пастыри будут заботиться друг о друге так же, как они заботятся об овцах!

О, конечно, я твердо уверен в необходимости старшего пастора, при условии, что он понимает, что его роль дарована ему другими пресвитерами. Итак, множественность руководителей в церкви создает еще одну интересную задачу, когда равные друг другу лидеры должны подчиняться другому равному им лидеру, которого они наделили особыми полномочиями в качестве основного руководителя.

Незаменимый ингредиент

Почему из всех возможных способов организации руководства поместной церковью Бог избрал именно команду пресвитеров? Не ради простоты, удобства или эффективности. Размышляя обо всех возможных способах, которые Бог мог бы избрать для руководства церковью, легко увидеть, что Он дал церкви принцип множественности лидеров, имея различные цели. Но я верю, что Бог избрал необходимость команды служителей, потому что Он любит смирение. «вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2).

Если я прав, Бог избрал этот способ руководства церковью, потому что ради хорошего функционирования команда руководителей должна иметь Божьи ценности. Смиренные, сокрушенные духом, трепещущие перед Словом — вот каких лидеров ищет Бог. Неудивительно, что те же самые качества необходимы и для эффективной работы в команде.

Для Бога важны и цель, и средства. Он хочет не только, чтобы служение было исполнено, но также чтобы церкви процветали. Так как смирение остается незаменимым ингредиентом на этом пути, Бог создал принцип множественности пресвитеров и благословляет наши слабые и нерешительные попытки оставаться верными в том, чтобы воплотить это в жизнь. 

Непорочен

07.05.2024 / Дэвид Мэтис

Пастор неизбежно является публичной фигурой не только в собрании, но и за его пределами. Что требует Христос от руководителей Своей церкви? В статье рассматривается главное требование ко всем, желающим быть пасторами.

Зачем церкви нужны новые пасторы?

02.05.2024 / Владислав Трескин

У нас церковь молодая и небольшая, чуть больше шестидесяти человек. Есть два пресвитера. Казалось бы, этого достаточно. Но мы готовим в ближайшее время к рукоположению на пасторство еще двух братьев.
Зачем такой церкви, как наша, нужны еще руководящие братья? В большинстве российских общин пастор вообще всего один. Если завести речь о рукоположении второго, церковь еще и спросит, зачем он нужен.

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.