Идите и научите

Идите и научите

Следование за Иисусом предполагает, что у нас будут новые ученики. Его слова звучат в нашем разуме: «Идите и научите все народы…» (Мф. 28:19). В первую очередь научите, а не «ежедневно проводите время в общении с Богом» или «помогайте нуждающимся». Конечно, через это мы не обретаем веру и спасение, однако мало что может лучше выразить суть призвания христиан, живущих на земле.

В действительности с рождения мы все вовлечены в процесс обучения, просто оно не всегда происходит ради Иисуса Христа. Вы – ученик. Вопрос в следующем: за кем вы следуете? У вас есть ученики. Вопрос в следующем: как вы влияете на людей, которые вас окружают и наблюдают за вами?

Каждый из нас – и старый, и малый, и американец, и африканец, и азиат, и верующий, и неверующий – вовлечен в какую-либо форму обучения. Все мы за кем-то следуем и оказываем влияние на окружающих. В своей книге о наставничестве Марк Девер пишет: «Быть человеком – значит быть учеником. Бог дал Адаму и Еве выбор не между ученичеством и независимостью, а между следованием за Ним и следованием за сатаной. Мы все ученики, вопрос только в том, чьи».

Не все учителя, но все учат

Что такое наставничество? Девер говорит: «По своей сути наставничество – это обучение». «Наставляя кого-то, вы хотите, чтобы люди знали, почему христиане молятся, благовествуют, присоединяются к церкви, почему знание о Божьем суверенитете влияет на то, как мы живем, и т. д.».

Даже не имея реальных убеждений, люди могут изображать видимость христианства в течение некоторого времени, но такая «вера» не длится долго и не спасает. Юношам и девушкам, смотрящих на нас с уважением, гораздо важнее увидеть истины, в которые мы верим и которые лежат в основе нашей жизни, чем просто положительный пример, которому они могут подражать. Вы никогда не сможете объяснить им все нюансы того, как нужно жить. Но если вы объясните им, почему это важно, вы подготовите их к тому, чтобы использовать собственную мудрость для принятия решений о том, как жить на протяжении многих будущих лет.

Хочу прояснить: конечно, важно, как живут наши ученики (Евр. 12:14), и мы должны обучать их праведной жизни пред Господом (Мф. 28:20), но не будет иметь значения, как они живут, если их жизнь не сформирована и не мотивирована Словом Божьим и Евангелием. На протяжении всего наставничества мы должны учить и объяснять, почему верим в то, во что верим, и почему живем так, как живем. Обучение должно быть глубже, чем просто водить ученика вокруг автомобиля: мы должны открыть капот и показать ему двигатель.

Необходимый источник наставничества

В процессе наставничества мы должны показать и научить более глубокой любви и послушанию Христу. Двигатель нашего наставничества работает на топливе под названием «любовь». Без любви все наши усилия, целенаправленность и стратегии – ничто (1 Кор. 13:1-3). Попытки наставничества без растущей и преизобилующей любви могут выглядеть добродетельными и даже героическими, но однажды они иссякнут и закончатся. Если мы пытаемся наставлять без любви, мы можем помочь другим выглядеть, как настоящий христианин, но не будет того, что им нужно больше всего, – нового сердца с настоящей любовью и посвященностью.

Девер предупреждает: «В конечном итоге, наш усиленный труд не может корениться в нашей любви к людям или их любви к нам. Он должен корениться в нашей любви ко Христу, Его любви к нам и Его любви к ним» (С. 33). Мы не найдем внутри себя источник, необходимый для наставничества. Мы должны питаться от более глубокого, полного, живого источника благодати, истины и любви.

Пять характеристик проявления истинной любви

Пронизаны ли ваши отношения в семье, с друзьями, соседями, коллегами настоящей, искренней любовью? Девер предлагает рассмотреть 5 характеристик проявления истинной любви. Я добавил вопросы, чтобы помочь исследовать наши собственные сердца в процессе наставления других людей.

1. Любовь – инициатор наставничества.

  • Готов ли я предложить наставничество и выделить время для этого человека?
  • Буду ли я поднимать сложные темы, которые необходимо обсудить с ним?
  • Достаточно ли я смел, чтобы с постоянством переводить наши разговоры в духовную плоскость?

2. Любовь остается верной процессу наставничества.

  • Продолжу ли я общение с человеком, если долгое время не будет прогресса или плода?
  • Брошу ли я наставничество, если вдруг человек вернется к прежнему греховному образу жизни?
  • Как я буду относиться к неудобствам, которые будут доставлять мне эти отношения?

3. Любовь смиренно переносит критику.

  • Со смирением или с гордостью я отношусь к критике или сопротивлению?
  • Что я буду чувствовать или говорить, если человек отвергнет то, чему я его учу?
  • Как я вдохновляю вести полемику в здравом ключе?

4. Любовь смиренно жертвует собой.

  • Какие жертвы я приношу для того, чтобы проводить время в наставничестве?
  • Склонен ли я ощущать горечь или гордость по поводу тех жертв, которые приношу ради других?
  • Иисус сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Могу ли я сказать то же самое?

5. Любовь позволяет нам закончить отношения наставничества.

Девер помогает нам лучше понять это последнее утверждение о любви: «Нам нужна любовь, смиряющая нас достаточно для осознания того, что они нуждаются вовсе не в нас, а в Боге, и что Бог может в течение некоторого времени использовать в их жизни нас, а затем кого-то еще» (С. 91).

  • Думаю ли я о себе как о спасителе или как об одном из многих инструментов в руках Спасителя?
  • Моя роль в жизни этого человека – незаменимая и жизненно необходимая или дополнительная и временная?
  • Готов ли я передать этого человека другим наставникам, если этого будут требовать их нужды или обстоятельства?

Было бы мудро сразу установить определенные временные рамки наставничества (например, месяц, год или два), чтобы ни наставник, ни наставляемый не думал, что процесс будет длиться бесконечно.

Что мы оставим после себя?

В процессе жизни вы будете следовать за кем-то, и сами будете вести и учить кого-то. Каково будет наследие вашей жизни и пример, который вы оставите людям, живущим после вас? И снова Девер пишет: «Окружающие будут оказывать на вас хорошее или плохое влияние. И вы, в свою очередь, тоже будете влиять на людей, хорошо или плохо… Никто из нас не живет на необитаемом острове».

Мы можем думать, будто живем изолированно от других и наши решения влияют только на нас. Но реальность такова, что другие люди замечают, что мы делаем и как мы делаем. То, что они увидят, или вдохновит их следовать за Иисусом, или успокоит их совесть и позволит продолжать свою жизнь во враждебности и отсутствии интереса к Богу. Мы учим всем, что делаем в жизни, словами и делами, поэтому должны целенаправленно показывать радость в Иисусе Христе так часто, как можем, чтобы люди захотели найти ее и для себя.

Девер задает вопрос: «Когда вы закроете дверь этой жизни и вступите в чертоги вечности, что вы оставите в жизнях других людей?» (С. 26). Мы оставим воспоминание о нашем ярком, но постепенно стирающемся в памяти образе или о вечном образе Христа, ведущего к вечной жизни? 

Непорочен

07.05.2024 / Дэвид Мэтис

Пастор неизбежно является публичной фигурой не только в собрании, но и за его пределами. Что требует Христос от руководителей Своей церкви? В статье рассматривается главное требование ко всем, желающим быть пасторами.

Зачем церкви нужны новые пасторы?

02.05.2024 / Владислав Трескин

У нас церковь молодая и небольшая, чуть больше шестидесяти человек. Есть два пресвитера. Казалось бы, этого достаточно. Но мы готовим в ближайшее время к рукоположению на пасторство еще двух братьев.
Зачем такой церкви, как наша, нужны еще руководящие братья? В большинстве российских общин пастор вообще всего один. Если завести речь о рукоположении второго, церковь еще и спросит, зачем он нужен.

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.