Читаем Библию: Что нам делать с ошибками?

«Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества»  (Иис.Нав.9:14,15)

Все ошибаются

Ошибки разных людей имеют разную цену: ошибку стоматолога выдирают с корнем, ошибка адвоката может стоить свободы, за ошибки студента преподаватели ставят двойку, ошибку аптекаря иногда хоронят, ошибка электрика дергает вас током. 

Мы все способны допускать промахи. Как известно, ошибок не делает только тот, кто не делает ничего. И основной вопрос не в том, ошибаемся мы или нет, а в том, как мы реагируем на то, когда наша ошибка становится известной. Ошибка, которую допустил Иисус Навин, как и все старейшины, вскрылась достаточно скоро. Это классический случай того, что случается с нами, когда мы ошибаемся. Но сначала нам нужно разобраться с некоторыми причинами того, почему так получается.

Вот несколько причин:

1. В принятии решений предпочитаем доверять «реальным фактам», не сверяя их со Словом Божьим

Мы живем в век визуализации, когда каждую минуту в Instagram добавляют более 47 000 фото, а ежедневное количество просмотров видео на YouTube составляет более 2 миллиардов. Эти ролики сообщают нам о людях, побывавших «на том свете» и вернувшихся с рассказами оттуда; о чудесах исцеления: когда вырастают руки, выплевывается рак и возвращается зрение; о новых научных открытиях, найденных переходных звеньях эволюции, инопланетянах, хранящихся в лабораториях NASA; о великих пробуждениях в различных странах, где христиане прозрели и приняли новейшее откровение «помазанных пророков». Нередко обстоятельства нашей жизни, внешние факторы, и «реальные факты», казалось бы, однозначно подталкивают нас к очевидным решениям. Как сказал Рави Захариас: «Наше поколение думает глазами и слушает ощущениями».

Но если не Божье Слово руководит нами, то даже наши глаза, наши чувства и наш здравый смысл могут стать ловушкой. Посмотрите, что сделали гаваонитяне.

«…употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый» (Иис.Нав.9:4,5)

Черствый хлеб, изорванная одежда, порванные мехи, все это кричало: «мы пришли из дальней страны!». Но, как оказалось, все эти заверения были ложными. Иисус Навин вместе со своими помощниками — не первые, кто «купился» на визуальный эффект хитрых людей. Он предостерегает нас не повторять его ошибки, потому что только Божье Слово является нашим безошибочным путеводителем.

Как часто наш мир вступал в схватку за Истину, пытаясь вырвать её из Писания и поместить на страницах журналов, научных статей и в видеороликах Сети? Но Божья Истина всегда торжествовала, переживая всех своих критиков и их труды.

2. Наши чувства, а не Слово руководят нами.

Конечно же, когда перед тобой стоят люди, измученные долгой дорогой, и говорят убедительный речи, легко испытывать к ним симпатию и даже жалость. Как вам такие слова:

«...Они сказали ему: из весьма дальней земли пришли рабы твои во имя Господа Бога твоего; ибо мы слышали славу Его и все, что сделал Он в Египте» (Иис.Нав.9:9)

Это исповедание невольно располагало сердце к помощи скитальцам. Часто наши чувства становятся причиной для принятия различных решений. Гуманистическое общество с содроганием воспринимает истину о Божьем наказании за грех, как и о вечных адских муках. В новообразованных церквях все реже звучит учение о церковной дисциплине, а библейское понимание отлучения от церкви заменяется более мягким – исключением из списка.

Наше чувство жалости, справедливости, рациональности, достоинства и любви порой, вступая в конфликт с истиной, выигрывают. Мы ощущаем себя при этом великодушными и даже духовно более зрелыми, чем «сухари, бесчувственные фундаменталисты».

О конфликте истины с чувствами свидетельствует и Джон Пайпер:

«Мои чувства – не мой бог; мой бог – Бог. Мои чувства не определяют истину; Божье Слово определяет истину. Мои чувства отражают то, что воспринимает мой разум, и реагируют на это. А иногда – точнее, очень часто – мои чувства не гармонируют с истиной. Когда это происходит – а это происходит в той или иной мере каждый день, – я не пытаюсь исказить истину, чтобы оправдать свои несовершенные чувства. Наоборот, умоляю Бога: “Очисти Своей истиной мое восприятие реальности и трансформируй мои чувства, чтобы они были в гармонии с истиной”».

Несомненно, мы, вместе с Иисусом Навином, совершаем ошибку, когда позволяем чувствам управлять нашим восприятием жизни. Зрелость христианина определяется ещё и тем, насколько он научился подчинять их истине. Вот, что об этом говорит Писание:

«Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:13,14)

 3. Время, а не Слово руководит нами

Перед Евреями стояла реальная проблема: на них надвигалась армия из Хеттеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. Выслушать и оценить слова жителей Гаваона, Иисусу Навину было «не с руки», ему было «не до того». Скорость, с которой он заключил завет, поражает.

Мы часто делаем ошибки, когда нас поджимает время. Мы боимся не успеть, выпустить ситуацию из-под контроля. Мы нетерпеливы к церкви, ожидая более быстрых перемен, критичны к своим детям, потому что они слишком медленно воспринимают нашу родительскую науку, подгоняем, даже если и мысленно, впереди едущую машину, кассира в супермаркете и т.д. Список наших ускорений практически бесконечен. Поэтому у нас так мало времени на то, чтобы поискать совета у Бога и подождать Его ответа. Авраам и Иаков, Моисей и Давид – все эти праведники в своей жизни испытали разочарования от поспешных решений.

Куда спешим мы? Что боимся упустить, когда не находим время на молитву и чтение Писания, когда на ходу вспоминаем о Боге? Боялся, видимо, что-то упустить и Иисус Навин. И в этом была ещё одна его ошибка.

Что делать, если мы ошиблись?

Как только ошибка была обнаружена, к чести Иисуса Навина и его сослужителей, они сделали правильные выводы:

1. Не стали сваливать свою вину на обстоятельства

Хотя могли бы. Могли бы сказать: «Нас обманули, мы спешили, у нас было мало фактов, а те, что были иначе нельзя было истолковать, никто не помог нам...». Это народ роптал на вождей, но Иисус Навин не стал заниматься препирательством. Вопрос нужно было решать.

2. Они не изменили своему обещанию

Да, жители Гаваона обманули, но обет был дал перед Богом. В 14 Псалме псалмопевец пишет, что только тот взойдет «на гору Господню» кто: «...клянется, [хотя бы] злому (во зло себе), и не изменяет».

Иисус Навин ценил свои отношения с Богом выше, чем ущерб от необдуманного обещания, поэтому был готов терпеть убытки, лишь бы остаться верным Богу.

Чему нас это учит

В момент принятия решения рядом с Иисусом не было кого-то, кто мог бы ему помочь в понимании ситуации. Но был Бог, который красиво закончил эту историю. Он научил Иисуса Навина, его помощников, а вместе с ними и нас нескольким важным истинам:

  • мы не совершенны и поэтому способны ошибаться.

  • очевидные факты, наше чувственное их восприятие, отсутствие времени для анализа и не соотношение их с Писанием, часто толкают нас поступать необдуманно.

  • нужно быть готовыми праведно реагировать на последствия своей ошибки.

  • Бог может сделать так, что даже ошибки принесут нам пользу.

В рассматриваемом случае вожди Израиля обязали гаваонитян доставлять воду и дрова для скинии, где и то и другое использовалось в избытке. Позже гаваонитян назвали нефинеями («отданными», то есть обращенными в помощь священникам), и они были слугами в храме (1 Пар. 9:2; Езд. 2:43,58; Неем. 3:26). В книге Иисус Навин 10 мы читаем о том, что Бог обернул ошибку Иисуса Навина во благо и использовал ее, чтобы послать народу Божьему впечатляющую победу над пятью царями одновременно.

Таким образом, мы не застрахованы от ошибок. Но даже ошибки могут стать для нас благословением, если мы признаем их и доверимся Богу в том, чтобы Он помог нам их исправить!


Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.