Читая Песнь Песней

О чем она?

«Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина»

 – так начинается одна из самых пренебрегаемых книг в Писании. Поцелуи, интимные отношения, вино. Мы часто не понимаем, что во всем этом назидательного? Одни спешат превратить эту книгу в аллегорическое описание любви Бога и Израиля, Христа и Церкви, души и Бога (при этом текст не читается, а скорее расшифровывается, как некий тайный код). Другие понимают её как описание любви мужчины и женщины, доказывая, что главная цель книги – показать, что романтизм и интимность брака являются Божьим замыслом. Прежде, чем вы захотите отложить книгу в сторону ради более «богословских», «практичных» и не столь смущающих текстов, я предложил бы вам посмотреть на нее под другим углом.

Лучшая песня

Соломон написал 1005 песней (3 Цар. 4:32), но именно эту он назвал «Песнь Песней», то есть лучшей из всех! Примечательно, что у самого автора было 700 жен и 300 наложниц (3 Цар. 11:3), хотя на момент написания, возможно, их было меньше (П. Песн. 6:8). Однако, вся книга – гимн моногамной любви, ревностно требующей верности (П. Песн. 8:6). Мы можем быть уверены, что Соломон написал гораздо лучше, чем мог, потому что всё Писание богодухновенно. И если Бог даровал нам эту книгу через него, то мы не можем пренебрегать ею. Она также учит, обличает и вдохновляет нас, как и любая другая книга Библии.

Устройство книги

Одно из первых препятствий при чтении – сложная структура текста. Она как пьеса, где по очереди звучат слова Суламиты, Соломона, дочерей иерусалимских и братьев Суламиты. Здесь могут помочь современные переводы, где текст расписан по ролям. Правда, есть несколько спорных мест и комментариев, с которыми не всегда нужно соглашаться. Но нам важно понять сам принцип. Слушайте разные голоса, звучащие в тексте. Старайтесь понять и представить собеседников, и тогда книга превратится из запутанной в увлекательную.

Поэтический характер

Можно сказать: «Ух ты, у тебя все зубы целые!», а можно: «зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними» (4:2). Можно сказать: «Дорогой, давай обсудим проблемы в наших отношениях», а можно: «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники» (2:15). Это поэзия. Здесь даже нос может быть похож на башню Ливанскую, и это, между прочим, комплимент!

Читая в основном поучительные тексты, мы, возможно, отвыкли от такого изложения. Поэзия требует воображения и сопереживания. Посмотрите на образы сада, описывающие благословение интимных отношений. Прочувствуйте свежесть полей и лесов, пугающие образы города. Это поможет вам лучше понять книгу.

Следите за сюжетом

Песнь Песней – это не набор разрозненных высказываний. Это история взаимоотношений. Её единство подчёркивается построением книги. Первая часть (1:1-2:7) – слова жениха и невесты о любви и мечты невесты-Суламиты о возлюбленном. Здесь объятья и поцелуи – это грёзы, а не реальные действия. Последняя часть (8:5-14) – мечты жены-Суламиты о верности в браке и слова мужа и жены о любви. Вторая часть (2:8:17) рассказывает, как жених приглашает невесту на весеннюю прогулку. А в предпоследней части (7:12-8:4) Суламита сама зовёт мужа на весеннюю прогулку в сельскую местность. Ещё одна часть книги (3:1-5) – тревожный сон невесты, который перекликается со вторым, более страшным ночным кошмаром, закончившимся радостью (5:2-7:1). И наконец, центр книги – брак и ночь любви (3:6-5:1). Читая Песнь, мы переходим от влечения и влюблённости к свиданию, страху и надежде, свадьбе и брачной жизни, новым страхам, надеждам и радостям, свиданиям мужа и жены, и более глубокому осмыслению любви. Примите это повествование как драматичную историю и пройдите с её героями их путь.

Посмотрите на влюблённую и немного растерянную провинциалку в начале, объясняющую свой загар бледным придворным девам и обижающуюся на своих братьев (1:4-5). Сопоставьте это с последующим пониманием того, что братья заботились о чистоте сестры, и со спокойным достоинством той, которая преподнесла эту чистоту своему мужу (8:8-10). Обратите внимание, как перекликается восхищение первой брачной ночи (гл. 4) и последующие утешающие слова мужа (6:4-7). Сравните рассказы жены и мужа друг о друге (5:10-16; 7:1-10). Не выдергивайте фрагменты, но посмотрите на всю историю в целом.

Осознайте силу любви

В книге немало сказано о силе любви, включающей и физическое влечение друг к другу. Влюблённая Суламита мечтает о поцелуях возлюбленного (1:1-3), «изнемогает от любви» (2:5), ищет возлюбленного в тревожных снах (3:1-4). Мы видим силу её влечения, но также слышим заклинающие слова: «Не будите и не тревожьте любовь, доколе ей угодно» (в Синодальном переводе «возлюбленной»; 2:7; 3:5). Всему своё время. До вступления в брак нужно с осторожностью относиться к сексуальным желаниям. Суламита встречает брачную ночь как «заключенный колодезь, запечатанный источник» (4:12). Оглядываясь назад, наслаждаясь любовью супруга, она повторяет то же предостережение (8:4). Это хороший пример для безбрачных.

С другой стороны, в браке сила любви действует удивительным образом: «Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей» (8:9). Даже одна деталь, вроде мелочь, вдруг становится источником восторга! К такой влюбленности стоит присмотреться, погреться в её лучах, и учиться самому смотреть так же.

Любовь – сильный огонь. Зажжённый не вовремя он может сжечь. При отсутствии подлинной близости будет мучить. Но он же может подарить необходимое тепло и тебе самому, и тому, кто рядом. Учитесь греться и греть.

Переживания Суламиты

Песнь Песней – книга не только о радости, но и о тревоге. Лисенята объедают виноградники. Ночами снятся кошмары, где возлюбленный теряется, отношения рушатся, а городские стражи нападают. Вокруг девицы, царицы, наложницы, и ревность люта как преисподняя.

Песнь иногда называют книгой о возвращении в рай. Но она скорее о задуманной Богом любви, реализуемой в падшем мире. Слова Суламиты: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (8:6) – тревожная кульминация книги. Мы не слышим после них равного по силе ответа от её мужа. И было ли что сказать в ответ Соломону?.. Этот вызов не только для него. Это призыв к нам со стороны наших жён или мужей. Как мы ответим на переживания тех, которому нужны наша любовь и верность?

Вступая в брак, мы отрываемся от всех остальных людей и прилепляемся друг к другу. По большому счёту, вся книга Песни Песней - это развернутый комментарий на Бытие 2:24. И нам важно осознавать, что Бог не дал моему супругу никого, кроме меня, чтобы ответить на его жажду любви.

Образы и параллели

На первый взгляд может показаться, что Песнь Песней стоит особняком от других книг Библии. Любовь – это прекрасно, но где же привычные нам Бог и спасение? Даже само слово Бог не встречается в тексте. (Впрочем, здесь есть одно возможное исключение – выражение «пламень весьма сильный» в 8:6 можно перевести как «пламень Яхве».) Часто проблема решается аллегорическими толкованиями. Однако есть и другой путь. Книга написана поэтическим языком, а поэзия не говорит прямо, но намекает. Соломон использует образы сада, напоминающие об Эдеме. Говоря о красоте возлюбленной, он постоянно использует образы плодородия, перекликающиеся с благословениями завета (Втор. 28:1-14). Более того, иногда красота жены выражена через облик сильного царства: «Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных» (4:4). Это кажется совсем неожиданным комплиментом. Но рай, завет, царство – цепочка Божьих благословений, куда оказывается, включена и супружеская жизнь.

Эта параллель важна. Лучшие проявления семейной любви, нежности и радости говорят нам о Боге, Его замысле и Царстве. Неслучайно последующие пророки использовали брак для описания отношений Бога и Израиля. А апостол Павел раскрыл нам тайну, что брак изначально задуман Богом для указания на Христа и Церковь. Это не призыв толковать книгу аллегорически, но призыв провести параллель между радостью семейной жизни, прорывающуюся через испорченность мира, и Божьим Царством.

В этом отношении Песнь Песней может послужить ободрением даже для одиноких. Остаться одному – не повод для зависти или чувства неполноценности. Есть Царство, и сейчас, и в вечности, как бесконечный источник радости от Того, кто сотворил брак.

Воплощайте книгу в жизнь

Песнь Песней читается как драма. История любви всегда интересна. Но она предназначена для большего, чем просто сказать, что любовь и интимность – это хорошо. Это Божье средство для возгревания любви в нас. Если восхищение влюбленных в книге побуждает вас восхищаться друг другом – вы правильно читаете эту книгу. Если их радость друг о друге наполнила вас такой же радостью – вы на верном пути. Если их страхи побудили вас защитить от страхов того, кто рядом – вы научились важному. Если осознание благословенности брака привело вас к поклонению Богу – вы не зря открыли Библию. Если через чтение этой книги вас осветил свет Царства – вы сделали важный шаг в вере.

Песнь Песней – один из удивительнейших источников радости в Писании. Не игнорируйте эту радость. Пусть пламя любви, даруемое Богом, не гаснет и не обжигает, но греет вашу семью.

В период социальной и экономической турбулентности, усугубленной пандемией, христианам особенно важно черпать истины для практической жизни на базе библейских примеров. В случае с разразившимся финансовым кризисом мы также можем найти несколько релевантных случаев из Библии и рассмотреть их практическое применение в нашей жизни.

Лицом к шторму

20.05.2020 / Андрей Слабый

Как вести себя верующему человеку в ситуациях глобальной катастрофы? Что делать? Как христианин должен реагировать на события, которые рушат привычный ход цивилизованной жизни? - К счастью, Христос оставил нам несколько советов в отношении того, как себя вести при приближении конца времени.

Если христианство истинно, то почему христиане не могут договориться друг с другом? Почему так много различных течений? Православные и старообрядцы, католики и старокатолики, протестанты всех мастей – лютеране, англикане, реформаты, баптисты, пятидесятники и множество других. Хочется сказать: «Вы там между собой разобраться не можете, а ешё проповедуете свою веру другим!» И если есть Бог, то почему Он не навёл порядок в Свой церкви?