Потворствующее богословие

Потворствующее богословие

В психологии есть такое понятие как "потворствовать" (или "потакать"). В смысле, в котором я его использую, этот термин означает поведение созависимого человека (созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека, часто зависимого - алкоголика или наркомана). Обычные примеры: когда созависимые люди гасят финансовые долги зависимых людей, помогают скрывать факт зависимости от окружающих или "щадят" зависимых от последствий их зависимости (например, жена препятствует привлечению мужа к уголовной ответственности за побои).

Я хотел бы применить этот же термин к богословию. Что я здесь имею в виду? В своей работе священнослужителем и не только я наблюдаю ситуации, в которых богословие и толкование Библии используются христианами - вольно или невольно - для того, чтобы "потворствовать" разрушительному поведению. В частности, меня интересует не столько то, как сами обидчики используют богословские доводы, а сколько это делают сами обиженные и третьи лица.

Позвольте, я приведу два примера.

В одной христианской семье муж начал грешить, попал в зависимость. Тут случаи разные могут быть: злоупотребление компьютерными играми, злоупотребление алкоголем, порнография, увлечение азартными играми. Но этот грех мужа имеет финансовые последствия, сказывается на семейных отношениях и мешает его работе. Однако супруга, отчасти из-за страха перед мужем и перед последствиями, в надежде, что "все утрясется", понимает свои обязанности так: она должна быть верной и послушной, терпеть это поведение, не "пилить" своего мужа и не разглашать проблему за пределами семьи. Такое понимание обязанностей жены могут подтверждать и третьи лица, которые могут наставлять супругу в этом.

Второй пример касается ситуации, в которой есть начальник, который имеет большую власть и несет большую ответственность - к примеру, на работе. Этот начальник известен своим сильным характером и решительностью. Лучше не злить его. Кто-то раньше злил его и пожал плоды этого. В такой ситуации, опять же из-за страха перед этим человеком и в надежде, что "все утрясется", люди потворствуют обидчику. К примеру, они могут не брать на себя ответственность вмешиваться в эту ситуацию: "Не вникай. Не наше дело противостоять начальнику. Он поставлен Богом. Просто займись своим делом и не вмешивайся". А на самом деле эти робкие подчиненные ищут пути выживания, как бы не разозлить обидчика и избежать последствий для себя. Порой они могут что-то делать, чтобы задобрить его (как говорится, "кормить дракона"). Кто-то, возможно, готов смело отстоять истину перед обидчиком, но при этом другие подчиненные не поддерживают смелого поступка этого человека и не проявляют ему солидарность, переживая о собственной "шкуре".

Как мне кажется, очень важно в межличностных отношениях и воообще во всех сферах жизни иметь четкое представление не только о своих обязанностях, но и о правах. Если кому-то не нравится понятие "права", то можно использовать библейское понятие "суд" ("мишпат", иврит), то есть то, что положено человеку перед Богом в соответствии с Божьими обетованиями (сравните, к примеру, с Исход 21:9). Бог может, конечно, допускать несправедливость, как мы видим в 1 Петра 2:19, но никто не "заслуживает" быть обиженным или репрессированным. Есть принципиальная разница между капитуляцией перед несправедливостью и тем, с каким достоинством Господь Наш Иисус Христос принял несправедливую казнь для нашего искупления.

Потворствующее богословие, в том смысле, в котором я использую этот термин, - это когда богословие и толкование Библии используют для поддержки разрушительных людей и отношений. Истинно библейские истины и обязанности используют для того, чтобы поддержать совсем небиблейское, греховное поведение, и в итоге подрываются любые попытки исправить ситуацию. К примеру, подчинение рассматривается как высшая обязанность всех людей во всех ситуациях, в то время как в Библии подчинение всегда "в Господе" и в свете абсолютного господства Бога (смотрите Деяния 5:29). Также часто к выполнению своих обязанностей призывают только обиженных - а обидчик может делать то, что хочет. В основе всего лежит пассивность и фатализм ("если надо, Бог разберется"), что идет вразрез с христианским поведением (например, Притчи 3:27). И часто такое поведение со стороны подчиненных движимо не высокими моральными принципами, а инстинктивным страхом перед обидчиком и перед последствиями от его действий.

Труднейшая задача в жизни - отстоять свои права, права других и справедливость вообще. Очень легко этого не делать. Намного проще капитулировать перед насилием, угрозами или порицанием. Намного проще уступать неправде ради "спокойной жизни".

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.