На небо и обратно, не привлекая внимания

На небо и обратно, не привлекая внимания

Мы предлагаем вашему вниманию вторую из цикла статей Джона Пайпера “Почему я люблю апостола Павла”. Вы можете прочитать первую здесь.

Предположим, вы пережили совершенно ошеломляющее сверхъестественное переживание, например, попали в автомобильную аварию и пережили "выход души из тела", так что вы были уверены, что умерли и попали на небеса на несколько минут, прежде чем вернуться в свое тело и вернуться к жизни. Что бы вы делали с этим опытом?

Большинство из нас были бы поглощены стремлением рассказать об этом другим. Возможно, мы даже написали бы об этом книгу и стали рассказывать об этом толпам со сцен в крупных городах. Это просто настолько удивительно, что это переживание невозможно держать в себе. И более чем вероятно, что мы будем думать, что вправе использовать этот свой опыт для утверждения своего взгляда на небеса. Нам может показаться, что этот необыкновенный опыт дает нам столь же небывалое влияние на людей. Кто может мне противоречить? Я же был там!

На небо и обратно

У Павла был опыт чего-то подобного. Но вот что удивительно: Он упоминает об этом только один раз в своих тринадцати посланиях, и при этом ни разу не использует это как аргумент чтобы заставить его читателей верить всему, что он говорит. Более того, единственная причина, по которой он поднимает эту тему, - это сказать, что такого рода личный опыт это точно не то, чем он будет хвалиться. Наоборот - он будет хвалиться своими слабостями. Вот это переживание - он даже описывает его так, будто это был не он, а другой человек, чтобы не превозносить себя:

Я вынужден продолжать хвалиться, хоть мне это ничего не дает. Перейду к видениям и откровениям от Господа. Я знаю человека, христианина, который четырнадцать лет тому назад был поднят на третье небо; не знаю, был ли он в теле или же вне тела, это знает лишь Бог. Я знаю, что этот человек – опять же я не знаю, в теле или вне тела, это знает Бог – был взят в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказывать. Таким человеком я буду хвалиться, но собой хвалиться не буду, разве что своими слабостями. (2 Коринфянам 12:15, НРП)

Мы знаем, что он говорит о себе, несмотря на то, что он пишет: "Я знаю человека…", потому что через два стиха он признается: "И чтобы я не зазнавался тем, что получил такие великие откровения, дано мне жало в тело" (2 Коринфянам 12:7). Таким образом, он сам был тот человек, перенесший такой невообразимый опыт.

Удивительно, что Павел заговаривает об этом совершенно ошеломляющем переживание "вознесения в рай" только ради того, чтобы дать себе возможность мимолетно "похвалиться", а затем обратить все свое внимание на настоящие признаки апостольства, а именно - на страдание ради Христа.

Зачем преуменьшать чудесное?

Павел никогда больше не упоминает этот опыт. Он не использует его, чтобы придать себе весу. Он переносит все внимание с драматических переживаний на болезненную реальность страдания с радостью. Почему? Потому что хвалиться необычными переживаниями, такими как видения и внетелесные встречи с Богом, это всего лишь по-человечески. Не требуется великой благодати или силы Божьей, чтобы хвалиться тем, что, кажется, говорит о том, что тебе была оказана особая честь. Но хвастаться своими слабостями и довольствоваться оскорблениями, лишениями, гонениями и бедствиями - это совсем не то, что свойственно обычным грешным людям. Это требует сверхъестественной благодати. Именно на этом Павел хочет сосредоточиться как на доказательстве своего апостольства.

На самом деле, он говорит, что Господь Иисус дал ему жало во плоти (мы так и не узнали, что это такое) именно для того, чтобы он не мог хвастаться и выставлять себя супергероем духовного опыта. Когда Павел умолял Иисуса удалить это жало, Господь ответил: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Коринфянам 12:9). И поэтому Павел заключает,

Поэтому я и хвалюсь с такой радостью своей слабостью, чтобы во мне была сила Христа. Поэтому я доволен и слабостями, и оскорблениями, и нуждами, и преследованиями, и трудностями, переносимыми мною ради Христа, потому что, когда я слаб, тогда я силен. (2 Коринфянам 12:9-10)

Вместо того, чтобы снова и снова возвращаться к своему выходу из тела, Павел упоминает его один раз, а затем переносит все внимание на истины, которые люди могут видеть, осмыслять и проверять в его посланиях и его жизни.

Укоренение в общественной реальности

Другими словами, истина христианства не коренится в мистическом опыте, который есть только у небольшой группы людей Она коренится в данном Богом Откровении через Писания, которые открыты для всех, и все могут их видеть, изучать и проверять. Она подтверждается в реальных жизнях, которые другие люди могут видеть и рассматривать. Итак, вместо того чтобы указывать людям о своем личном опыте, Павел говорит:

Мы и в этом мире, и в особенности в наших отношениях с вами, поступали честно и искренне, и это нам было дано от Бога. Мы поступали не по «мудрости» этого мира, но по Божьей благодати. Во всем, что мы вам написали, нет ничего, что вы, прочитав, не смогли бы понять. (2 Коринфянам 1:12-13, НРП)

"Истина христианства не коренится в мистическом опыте, который есть только у небольшой группы людей." Твитнуть Поделиться на Facebook
Если бы вы спросили Павла: "Поделись с нами твоим глубоким пониманием тайн Христа", он не ответил бы: "Нет, извините. Эти тайны предназначены для избранных, переживших редкий мистический опыт." Вот что он бы сказал: "Прочитав это, вы также сможете постичь то, что я знаю о тайне Христа" (Ефесянам 3:4, НРП). Его способ открыть небеса заключался не в том, чтобы апеллировать к невыразимым переживаниям. Его путь был путем обращения к общим истинам, написанным для всех, которые все могут увидеть, понять и испытать.

Жизнь у всех на виду

За этими писаниями скрывается его собственная жизнь как свидетельство реальности его слов. Не его жизнь в редкие моменты мистического опыта, а его жизнь как человека из плоти и крови, которому приходилось иметь дело со всеми тяготами жизни и служения.

Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами. (К Филиппийцам 4:9)

Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. (Филиппийцам 3:17)

Будьте подражателями мне, как я Христу. (1-е Коринфянам 11:1)

Другими словами, способ, которым Павел хочет привести нас к истине и славе Христа, не в том, чтобы говорить о его привилегии внетелесного переживания рая. Вместо этого он стал жить открытой жизнью, полной преданности Иисусу, со многими страданиями, и писать данные духом слова (1 Коринфянам 2:13), которые открыты для всех и которые можно прочесть и изучить. Это отличительная черта скромной, серьезной, личной реальности. Она необычна, она претит обычным человеческим склонностям, она привлекательна. Она покорила мое сердце.

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.