Для чего и как приводить в порядок список членов церкви. Часть 2. «Список попечения».

Для чего и как приводить в порядок список членов церкви. Часть 2. «Список попечения».

Как мы можем с любовью исключать членов из списков наших церквей, не вызывая разделений и обид среди оставшихся членов? Пастор может быть справедливо обеспокоен раздутыми списками членов, которые не показывают, кто в реальности является частью церкви. Однако трудно предсказать, как те, кого он хочет защитить, — активные верующие! — отреагируют, когда он порекомендует привести членский список в порядок.

На более чем одном из членских собраний нашей церкви я и другие пресвитеры церкви столкнулись с членами, которые расстраивались и болезненно реагировали, когда мы предлагали церкви исключить из членства (отлучить) их друга. Неизменно расстроенные члены говорили одно и то же: «Пасторы, вы двигаетесь слишком быстро; у вас нет всей информации!»

Несколько лет назад женщина по имени «Кейт», которая ранее была активным членом, постепенно стала недовольна нашей церковью. В течение нескольких месяцев ее вовлеченность и общение с церковью уменьшались. Мы, пресвитеры, лишь от других слышали, что она была недовольна нашим пониманием библейского учения о ролях мужчин и женщин в семье и церкви, а также финансовой поддержкой церкви определенных миссионерских проектов. Тем не менее она никогда напрямую не обращалась ни к одному из лидеров церкви. Всякий раз, когда кто-то из пасторов хотел с ней поговорить, она лишь отвечала любезностями и ничего не рассказывала. Наконец, она попросила о встрече с нашим старшим пастором, где объявила о том, что хочет перейти в другую церковь. Опять же, без конкретной критики. Наш старший пастор обратился к пресвитерам с предложением принять ее решение о выходе из членства. Мы объявили об этом всей общине на следующем собрании членов. Вот тут-то и начался беспорядок!

После того, как пресвитеры рассказали об уходе Кейт, одна из членов подняла руку и сказала: «Я только сегодня обедала с Кейт, и она сказала, что не собирается уходить из церкви». Вся община попала в неловкое положение, так как услышала две противоречащие друг другу истории. На кону стоял вопрос честности руководителей церкви. Говорил ли кто-то неправду? Пытались ли пасторы подтолкнуть Кейт к уходу? Было ли это проявлением любви? Было ли это справедливо?

Ситуация с Кейт включала фактический уход, но чаще мы сталкивались с ситуациями, где члены церкви возражали отлучению других за непосещение. Отсутствие — это один из самых трудных грехов (Евр.10:25-26) для церковной дисциплины, поскольку он достаточно распространен, и не кажется таким вопиющим, как прелюбодеяние или блуд. Немногие будут возражать против церковной дисциплины в случае нераскаянного прелюбодеяния. Тем не менее, гораздо сложнее и опаснее ситуация с членом церкви, который лишь изредка появляется на собраниях, который бродит по другим церквам, но все же сохраняет отношения с кем-то из своих старых друзей в вашей церкви. Он ни там, ни здесь! Он чем-то недоволен в вашей церкви, но по какой-то причине не хочет уходить.

Мы усвоили два хороших урока из ситуации с Кейт, и они устранили большую часть напряжения среди лидеров и общины. Во-первых, наша церковь теперь требует письменного уведомления о выходе из членства. Это можно сделать по электронной почте или написав на бумаге. Подобная письменная просьба ограждает от потенциальных конфузов, таких, как в ситуации с Кейт.

Во-вторых, наша церковь ввела так называемый «список попечения». Прежде чем мы предложим человека к отлучению, мы объявляем имя человека общине на членском собрании и помещаем его в этот «список попечения». Пресвитеры говорят нечто подобное: «Билл не появлялся в церкви уже пять месяцев. Пастор Боб и помощник пастора Бен многократно пытались связаться с Биллом по телефону и по электронной почте. Но Билл ни разу не ответил. Поэтому мы помещаем его в «лист заботы». Если вы знаете Билла, то, пожалуйста, свяжитесь с ним. Скажите ему, что мы его любим, и призываем его снова присоединиться к нашей общине. В противном случае мы предложим церкви отлучить его за непосещение на нашем следующем собрании членов». Членские собрания, кстати, в нашей церкви происходят раз в два месяца.

Обратите внимание: мы указываем имя (Билл), причину, по которой мы обеспокоены (отсутствие), шаги, которые мы уже предприняли (Боб и Бен пытались с ним поговорить), и то, что общине следует ожидать через два месяца, если ничего не изменится (предложение к отлучению). Мы также просим людей поговорить с нами после собрания, если у них есть какая-то определенная информация, которую еще не обсуждали, и которая касается кого-то из людей, помещенных в «список попечения».

К чему все эти дополнительные шаги? Мы видели, как сатана неоднократно использовал неожиданность предложения об отлучении со стороны пресвитеров. Пресвитеры месяцами безрезультатно работали с недовольным членом церкви, и часто мы делали это, не вводя в курс дела всю общину. Когда предложение к отлучению поступало ко всему собранию, то информация для многих оказывалась неожиданностью. Иногда община принимала новости без вопросов. Но иногда они были шокированы. И даже если община была склонна следовать рекомендациям пресвитеров, то все равно можно было почувствовать определенную неловкость. Однако после введения списка попечения мы начали делиться нашим беспокойством по поводу каких-то членов церкви до официального предложения по отлучению.

Наш список попечения включает не только предстоящие возможные случаи отлучения. Сейчас мы включаем туда и людей, которые столкнулись с какими-то нуждами — например, проблемами со здоровьем или финансами. Иногда сами члены просят добавить их в список попечения для того, чтобы вся община знала, что они временно нуждаются в особой заботе.

Мы не публикуем список попечения, а лишь устно сообщаем о нем членам церкви на членском собрании (закрытом для нечленов!). Это позволяет избежать потенциальных неловких ситуаций.

Эта простая идея принесла много пользы. Во-первых, она устранила эффект «шока», который, как кажется, использовал сатана. Во-вторых, она оберегла пресвитеров от необоснованных обвинений. В-третьих, и самое главное, она помогла вовлечь всю церковь в молитву и заботу о других членах церкви, которые пребывают в грехе, либо находятся в тяжелой ситуации. Я рад сказать, что после многих лет использования списка попечения, те проблемы, которые когда-то приводили к разногласиям, сейчас используются для единства, укрепления и защиты как внутрицерковных отношений, так и отношений между лидерами и общиной.


«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.