Я всегда считал себя мягким человеком. При чтении списков добродетелей в Новом Завете, мягкость никогда не привлекала моего внимания. Будучи молодым парнем, я регулярно молился против похоти. Я боролся с гордостью. Я старался победить лень. Эти смертельные грехи представляли моего трехголового монстра, которому я должен был противостоять. Однако каким-то образом, пока я лоб-в-лоб бился с моим Цербером, мимо моих глаз проскользнул маленький вёрткий грех и атаковал меня с тыла. Он известен под многими именами: жесткость, нахальство, стремление к контролю — лишь некоторые из них. Он точно не кроток и не мягок.
Как же этот подлый маленький грех попал в мое поле зрения? Один дорогой мне брат совершил смелый поступок; он сказал мне, что порой я бываю суровым и жестким. Настолько жестким, что он не был уверен, что сможет служить со мной пресвитером нашей церкви. Его слова ошеломили меня. Я не мог в это поверить. Но я не мог и пропустить его слова мимо своих ушей. Этот брат был мудрым и благочестивым, и я знал, что он желает лучшего для меня и для церкви, которую мы оба любим.
МОЙ ГРЕХ ОБМАНУЛ МЕНЯ
Нам нужно было копнуть поглубже. Я попросил его выбрать пару пресвитеров из нашей церкви, с которыми ему было бы удобно поделиться этой информацией. Итак, мы вчетвером сели поговорить и помолиться. Он поделился вещами, которые его тревожили. Он сделал это смиренно, также исповедуя и собственные слабости. Пока мы говорили, я лучше осознал, как мой стиль разговора принижал значимость других. Я понял, как часто оказывал минимальное руководство, ожидая при этом максимальных результатов. Я узнал, что, хотя, по большей части, моя похоть, лень и гордость находились под контролем, жесткость в то же время процветала.
Я задался вопросом, как же я мог так долго не замечать этот грех? В конце концов, я регулярно молился, ежедневно читал Библию и проповедовал как минимум раз в неделю. Поместная церковь вверила мне пасторское служение, чтобы я разбирался с грехами целого собрания, так как я мог так небрежно пропустить мой собственный грех?
Короткий ответ: я не знаю — мой грех обманул меня. Богослов девятнадцатого века Арчибальд Александр отмечал: «Во всем грехе разум находится под обманчивым влиянием. Правильные мысли и мотивы на мгновение забываются или переворачиваются». [1] Он прав; я был в заблуждении, думая, что прямота (более приятное слово, чем резкость), просто была частью моего стиля руководства.
По прошествии нескольких недель Господь напоминал мне, что освящение — это процесс, даже для пасторов. Не только это, я увидел силу стиха из Послания к Евреям 3:13 в болезненных словах моего дорогого брата: «Ободряйте друг друга каждый день, пока это слово «сегодня» будет иметь еще к нам отношение, чтобы грех никого не ввел в обольщение и не ожесточил кого-либо из вас». Его увещевание побудило меня вновь проверить свое сердце.
ПИСАНИЕ ОСВЕЖИЛО И ПОДКРЕПИЛО МЕНЯ
Не менее важным было то, что его упрек позволил мне читать Писание со свежим взглядом. Например, раньше я вспоминал Моисея как очень смелого лидера, который преодолел большую неуверенность, чтобы вывести народ Божий из Египта. Это правда. Моисей был отчаянным защитником правосудия. Но это еще не все. Когда я четко осознал собственную резкость, то увидел Моисея как человека, лично и глубоко преображенного славой Божьей. Таким образом, Писание описывает его как «очень кроткого, самого кроткого человека на земле» (Чис. 12:3).
Раньше, когда я размышлял о плодах Духа, я в первую очередь думал о нужде в радости, верности и умении владеть собой. Но теперь кротость взывала ко мне со страниц Писания, побуждая меня сосредоточиться на этом конкретном плоде Духа (Гал. 5:22-23).
Раньше, каждый раз, когда я открывал 1 Петра 5 для изучения роли пастырей в церкви, я особенно задумывался, как им нужно служить «с желанием, как угодно Богу, и не ради низкой корысти, а из усердия». Сейчас же мне особенно бросалось в глаза, что они не должны «властвовать» над овцами, находящимися под их опекой (1 Пет. 5:2-3).
Сколько раз я читал 1 Тимофею 3, размышляя о требованиях к пресвитеру? Верность в браке, трезвость и уважение со стороны неверующих – вот, что обычно привлекало мое внимание. Но я больше не могу читать этот отрывок, не видя в неоновых огнях фразу «не драчун, но мягкий в обращении с людьми».
НАШЕЙ ЦЕРКВИ НЕ НУЖЕН КРОТКИЙ ПАСТОР
Руководить церковью, даже в составе нескольких пресвитеров, непросто. Хороший пастор должен быть готов к потоку критики. Это часть его работы. Более того, у людей может быть ожидание того, что пасторы должны иметь видение для церкви, а также уверенность, решительность и стойкость для его достижения. И иногда, из-за нашего затуманенного грехом разума, мы, пасторы, не понимаем, как добродетель кротости будет этому способствовать. Мы знаем, что стране не нужен кроткий президент, армии не нужен кроткий генерал, а компании не нужен мягкий генеральный директор. Таким образом, возможно, даже и не признавая этого, мы решаем, что нашей церкви не нужен кроткий пастор.
Но церковь — это не страна, не армия и не компания. Если бы Бог хотел, чтобы ее возглавляли политики, генералы или директоры, Он мог бы это сделать. Вместо этого, в своей мудрости, Он доверил будущее церкви пасторам, чьим отличительным знаком является личное признание слабости: «Но это сокровище мы носим в глиняных сосудах и показываем, что эта выдающаяся сила исходит не от нас, а от Бога» (2 Кор 4:7). Если Иисус спас мир, «приняв природу раба» (Фил. 2:7), тогда, несомненно, на каждого пастора возлагается обязанность последовать за Его примером.
Как муж, я очень ценю слова Дейва Харви о кротости в браке: «Кротость не имеет ничего общего со слабостью и пассивностью. Кротость — это сила, управляемая любовью… В браке быть кротким не значит быть слабым или уязвимым, это значит быть настолько посвященным своему супругу, что вы жертвуете всем ради его или ее блага». [2] Эти слова так же относятся и к пасторскому служению.
Кротость — это не слабость. Пастор, который чувствует необходимость толкать церковь к величию посредством своих собственных даров, недооценивает силу Евангелия. Пастор, который убежден, что он должен быть самым проницательным, самым решительным, самым сильным или самым одаренным, упускает самые основные духовные истины: Бог радуется, используя самых кротких людей, потому что они наиболее явно зависят от него. Это не означает, что хороший пастор тих, не склонен к руководству или скептически относится к собственному мнению. Абсолютно нет! Но это означает, что пастор «склонен скорее слушать, чем говорить или проявлять гнев» (Иакова 1:19).
Я все еще не так мягок, как бы хотел, но я знаю о собственном искушении к резкости, и я знаю, что осознание этого делает меня лучшим мужем, отцом и пастором. Я знаю, что скоро мое служение закончится. Люди соберутся на моих похоронах, где, я надеюсь, будут говорить гораздо больше об Иисусе, чем обо мне. Но насколько это возможно, я бы хотел, чтобы меня запомнили, как человека, который был примером кротости.
ВОЗРАСТАНИЕ В КРОТОСТИ
Никто из нас не настолько кроток и мягок, каким должен быть. Но что вам делать, если вы увидели здесь свою проблему?
- Найдите человека, который готов сказать вам истину в любви, и спросите его или ее: «Мягок ли я?» Мне действительно помогло просто понять, что это область, на которой мне действительно следует сосредоточиться. Знание проблемы, возможно, и не половина пути, но это хорошее начало.
- Поразмышляйте над некоторыми ключевыми текстами Писания: Притчи 15:4; Матфея 5:5; Галатам 5:23; Ефесянам 4:1-3; Колоссянам 3:12; 1 Тимофею 6:11; Иакова 1:21. Еще более важно — размышляйте над характером Христа. Павел сказал, что каждый христианин преображается в образ Христа, «становясь все больше похожим на Него» (2 Кор. 3:18). Это означает, что мы также возрастаем и в Его кротости (2 Кор. 10:1; Мт. 11:29). Сложно, погрузившись в такие стихи, не уйти с большим желанием быть мягким.
- Подумайте, как вас воспринимают другие. Если ваши слова, тон и выражение лица воспринимаются как суровые и бесчувственные, переосмыслите то, как вы общаетесь с другими. Часть любви к другому человеку состоит в том, чтобы приложить все усилия и убедиться, что они знают, что вы заботитесь о них. Иногда отсутствие мягкости — это просто неясное выражения того, что вы на самом деле чувствуете.
- Молитесь, чтобы Бог сделал вас более мягким. Совершенно точно, что это молитва, на которую Бог с радостью отвечает. Он любит своих овец больше, чем вы, и ради любви к ним Он будет смягчать сердца пастырей, которые действительно жаждут проявлять кротость Христа.
* * * * *
[1] Арчибальд Александр, Практичные истины (Practical Truths — Harrisonburg, VA: Sprinkle, 1998), 59.
[2] Дейв Харви, Когда грешники говорят «да» (When Sinners Say, “I Do,” — Wapwallopen, PA: Shepherd Press, 2007), 130.