Самозванцы: 12 примеров проповедей, которые не являются разъяснительными

Самозванцы: 12 примеров проповедей, которые не являются разъяснительными

Не всё то золото, что блестит. Если вы берете отрывок из Писания и проповедуете по нему стих за стихом, то совсем не обязательно, что в итоге у вас получится разъяснительная проповедь. Марк Девер дал разъяснительной проповеди отличное определение – это проповедь, главная идея которой совпадает с сутью библейского текста.

Внизу 12 примеров проповедей, которые неверно называют «разъяснительными». 5 из них не черпают суть из проповедуемого отрывка, и, таким образом, небрежно относятся к тексту Библии. 5 не имеют связи между текстом и конкретной церковью, а еще 2 не осознают, что проповедь – это, в конечном счете, Божья работа.

САМОЗВАНЦЫ, КОТОРЫЕ НЕ ВИДЯТ ТЕКСТ 

1) «Проповедь без основания»: текст Писания не понят. 

В этом случае проповедник, возможно, говорит правильные вещи, но они не исходят из верного понимания отрывка. Он либо небрежно относится к содержанию отрывка, либо к контексту. Например, проповедуя о Давиде и Голиафе, проповедник спрашивает: «Кто твой Голиаф? Какие пять гладких камней ты приготовил, чтобы победить его?».

Это, пожалуй, самый распространенный «самозванец». Если проповедник не посвящает себя глубокому изучению истин Божьего Слова при подготовке к проповеди, то, вполне вероятно, что проповедь будет наполнена его собственными идеями, а не Божьими.

2) «Проповедь – трамплин»: главная идея отрывка игнорируется. 

Это очень похоже на проповедь, когда проповедник уделяет основное внимание какой-то второстепенной идее, которая не является сутью текста. Например, проповедь по отрывку о свадьбе в Кане (Иоанна 2), которая фокусируется на том, что христианам можно употреблять алкоголь и не говорит об основном смысле отрывка – о явлении славы Нового Завета Христа через знамение Иисуса, когда он превратил воду в вино.

Одно из великих преимуществ последовательных проповедей по целым книгам – это то, что они заставляют проповедника говорить о тех темах, которые он, возможно, предпочел бы не затрагивать. В то же самое время это придает надлежащий вес «любимым» темам проповедника. Проповедники посланий «без основания» и «проповедей-трамплинов» невольно лишают себя обоих этих преимуществ. Повестку дня в церкви начинает задавать не Бог через Свое Слово, а сам пастор.

3) «Доктринальная проповедь»: игнорируется богатство текста. 

Бог сознательно говорил с нами «многократно и многообразно» (Евреям 1:1). Очень многие проповедники игнорируют литературный жанр отрывка и проповедуют одинаково по повествованиям, поэзии, посланиям и пророчествам. Конечным итогом неизменно становится серия утвердительных заявлений. Хотя проповеди должны передавать различные утвердительные истины, они также не должны ограничиваться лишь ими. Литературный контекст подразумевает, что проповедь по Песне песней должна звучать отлично от проповеди по Ефесянам 5. Смысл отрывков может быть схож, но он передается различным способом. Разнообразие Писания нельзя игнорировать в проповеди, им необходимо дорожить и передавать соответствующим жанру способом. Повествование помогает нам расставлять акценты, поэзия — возвысить отклик наших чувств, а пророчества и откровение должны оставлять нас в благоговейном трепете.

4) «Моя» проповедь: текст Библии практически не затрагивается. 

Это полная противоположность экзегетической проповеди, здесь проповедник практически не принимает усилий по разъяснению текста. Несмотря на то, что Господь вкладывает Свой смысл в текст, у проповедника есть собственные размышления по этому поводу. В конце такой проповеди слушатели могут сказать: «Какая замечательная проповедь!», но точно не скажут: «Какой замечательный отрывок Писания!».

Давайте побуждать наше собрание слышать голос Бога, а не только наш собственный. Для этого необходимо раз за разом возвращаться в текст: «Посмотрите, что Господь говорит в пятом стихе!» и поменьше говорить: «А теперь послушайте мою историю».

5) «Проповедь без Христа»: нет Спасителя. 

Иисус строго осудил фарисеев: «Вы прилежно изучаете Писания, так как считаете, что в них обретете вечную жизнь. Но и они говорят обо Мне! Однако вы не хотите прийти ко Мне, чтобы обрести жизнь». (Иоанна 5:39-40). Как печально, когда мы – те кто уже пришел к Иисусу, чтобы обрести вечную жизнь, приводим целое собрание к изучению отрывка Писания, но не показываем, что он говорит о Христе. Мы превращаем тексты Ветхого Завета в нравоучения и примеры для подражания. Мы даже умудряемся проповедовать по отрывкам из Евангелий, не проповедуя Христа и саму Благую весть! Подумайте об ужасе проповеди по рассказу о событиях в Гефсиманском саде, которая уделяет основное внимание тому, как нам преодолевать трудности в жизни.

Если Божье Слово – это огромное колесо, то тогда Христос – Его центр, а Евангелие – Его ось. Никакая проповедь по любому отрывку Библии не может считаться верной, если мы по спицам не добрались до центра колеса и не показали, что отрывок говорит о Христе и как он связан с Евангелием.

САМОЗВАНЦЫ, КОТОРЫЕ НЕ ВИДЯТ СОБРАНИЕ 

6) «Экзегетическая проповедь»: нет применения. 

Если «проповедь без основания» не замечает текст, то «экзегетическая проповедь» не замечает общины. Некоторые проповеди, которые называются разъяснительными, по праву считаются скучными и не связанными с жизнью! Вместо них можно было бы просто почитать экзегетический комментарий. Все, что звучит с кафедры, хоть и верно, но не является проповедью. Это просто лекция. Мы многое узнаем о временах греческих глаголов, которые использовал Павел, но совсем мало о Божьей характере и человеческом сердце. Напряжение мозгов слушающих не сопровождается изменением их жизней.  Настоящая разъяснительная проповедь, конечно же, даст информацию разуму, но вдобавок к этому она смягчит сердце и направит волю.

Постоянные экзегетические проповеди заставят людей думать, что лишь тематические проповеди имеют реальное отношение к жизни. Они также будут показывать, что можно верно изучать Библию и при этом оставаться неизмененным.

7) «Неуместная проповедь»: текст применяется к другим людям и церквам 

Многие проповеди способствуют развитию гордости в собрании, кидая камни в чужие огороды. Иногда проповеди дают применение лишь неверующим, будто бы Слово ничего не говорит самой церкви. Иногда много говорится о проблемах, с которыми в этой церкви не сталкиваются.

Таким образом, собрание начинает зазнаваться и, подобно фарисею в притче Иисуса, благодарить Бога за то, что они не такие как все. Слушая проповеди, люди думают не о собственном раскаянии и вере, а  о том, «Как жаль, что Ивановы не слышат эту проповедь!», или «Эх, как было бы хорошо, чтобы баптисты из соседнего района это услышали!»

Такие проповеди будут созидать церковь в самоправедности, а не благочестии.

8) «Частная проповедь»: текст применяется только к проповеднику 

Проповеднику легко думать о том, как отрывок применим лично к нему, а затем проповедовать так, словно все собрание находится в такой же ситуации, как и сам проповедник.

Как этот текст применим к подросткам или матери-одиночке? К женщине, которой почти сорок и желает выйти замуж? К людям вашей церкви из других национальностей? К безработным? К посетителю-атеисту или мусульманину? Ко всей церкви в целом?

«Частные» проповеди могут привести собрание к мысли, что Библия применима лишь к жизни «профессиональных» христиан, и что самое лучшее для них – это посвятить себя работе в церкви или христианской организации. Такие проповеди могут побудить собрание к возвеличиванию пастора в ранг идола. Они также не позволяют собранию увидеть, как Слово затрагивает каждую сферу их жизни и как оно обращается к людям, которые очень отличаются от них.

9) «Проповедь лицемера»: текст применяется ко всем, кроме проповедника. 

Эта ошибка прямо противоположна «частной проповеди». Здесь проповедник становится тем, кто учит всех Слову, но сам не показывает, что означает жить по Слову.

Есть времена, когда проповеднику следует говорить «вы», а не «мы». Но проповедник, который постоянноговорит «вам», а не «нам», забывает, что он лишь со-пастырь Великого Пастуха и что сам является в первую очередь Его овечкой.

Такой проповедник, возможно, думает, что его ученичество заключается в его служении Слова другим, а не в личном следовании за Христом по Божьему Слову.

10) «Неподходящая проповедь»: смысл отрывка неправильно применяется к современной церкви. 

Иногда игнорируется первоначальный контекст отрывка, и он неправильно применяется к современной церкви. Например, если проповедник не понимает библейского богословия поклонения, то ветхозаветные отрывки о храме могут неверно применяться к зданиям новозаветных церквей, вместо их исполнения во Христе и Его народе. Проповедники Евангелия процветания очень часто берут обещания материальных благословений верным среди израильского народа Ветхого Завета и просто переносят их на Новый Завет Бога с церковью.

САМОЗВАНЦЫ, КОТОРЫЕ НЕ ВИДЯТ ГОСПОДА 

Уроки для проповедников обычно говорят о двух горизонтах проповеди: текст Библии и собрание слушающих. Однако проповедник должен помнить, что за обоими горизонтами стоит Бог, который вдохновил текст и который работает в собрании.

11) «Проповедь без страсти»: о смысле отрывка говорят, но не проповедуют 

Проповедник может абсолютно точно понять смысл отрывка и то, как он относится к его собранию. Тем не менее он рассказывает свою проповедь, словно читает телефонный справочник. Невозможно понять, верит ли он сам в то, что говорит. Если проповедник не понимает, что он говорит, убеждает и увещевает Божий народ от лица самого Бога через Его Слово, то зачастую в нем не будет ни страсти, ни трепета, ни благоговения, ни радости, ни слез печали – лишь слова.

12) «Бессильная проповедь»: смысл отрывка проповедуется без молитвы. 

Много времени уделяется изучению отрывка и написанию проповеди, но совсем мало – молитве о понимании или применении текста.

Проповедник, который много трудится и мало молится, много доверяет своим силам и мало Господу. Возможно, это самое большое искушение для толкователя Писания. Чем более обучено собрание, тем выше и искушение. Гораздо проще увидеть результат кропотливой экзегезы, но результат молитв проповедника будет виден лишь Господу, а также в тот день, когда все невидимые вещи станут видимыми. Самым важным слушателем для проповедника, в конечном счете, должен быть Господь, который ценит верность Своих слуг. Он – Единственный, кто способен дать жизнь через проповеданное Слово.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Разъяснительная проповедь чрезвычайна важна для здоровья церкви, потому что она позволяет всей воли Божьей быть примененной ко всей Божьей церкви. Пусть Господь подготовит проповедников Его Слова так, чтобы слышен был Его голос.

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.