Коронавирус в России: реакция государства и церкви

Есть исторические события, которые влияют на жизнь многих, остаются в памяти целого поколения и помогают переосмыслить многие вопросы. Пандемия COVID-19 - точно одно из таких. Влияние вируса на жизнь мирового сообщества просто колоссально. Оно затрагивает все сферы жизни современного человечества: от экономики до религии. Причем это трудно отрицать хотя бы потому, что большинство из нас сегодня находятся на домашнем карантине или заметно ограничены в возможностях передвижения. Кажется, что почти никто из нас не сталкивался с подобными вызовами прежде. 

Как реагирует российское общество, власть и церковь на эту ситуацию?

Государство и общество

Совсем недавно Президент России Владимир Путин объявил, что нерабочую неделю для большинства россиян. А буквально через пару дней московский мэр Сергей Собянин, который, кстати, возглавляет рабочую группу Госсовета по борьбе с коронавирусом, объявил, что эту неделю следует провести на домашнем “полу карантине” - выходить из дома можно только по исключительной надобности, причем он также пообещал к концу недели развернуть систему контроля за передвижением жителей Москвы в условиях самоизоляции. Нечто подобное происходит и в других регионах страны.

Конечно, сейчас органы власти пытаются предотвратить появление реальной эпидемии в стране, эпицентром которой могут стать крупнейшие города, в особенности Москва. 

С другой стороны, они столкнулись с необходимостью усиления дальнейшей цифровизации экономики и общества, чтобы предоставить все необходимые услуги и инструменты для населения. Это создаст новые вызовы и моральные вопросы, которых мы прежде не встречали (но об этом уже в другой статье).

В целом, Российская власть смогла не допустить паники и истерии в обществе. Хотя следует признать, что большинство россиян не вполне осознают реальную опасность и угрозу COVID-19. Для многих - это просто что-то далекое, нестрашное и не про них. И потому, что заболевших не так много (по крайней мере по официальной статистике, которая все равно ежедневно показывает все большее число заболевших), мы встречаем немало бравирования и беспечности среди горожан, что актуализировало вопрос государственного контроля и гражданской ответственности. Многие же, сознавая, что период карантина и ограничений может продолжаться неопределенно долго, просто покинули города, перебравшись за город на дачи или к родным. Кажется, что люди больше опасаются карантина и экономических последствий пандемии, чем самого вируса.

Вообще, российские политики, государственные деятели и пресса пытаются мотивировать людей оставаться дома. Актеры, бизнесмены и общественные деятели, объединились в один слоган - “будь дома”! Но если медиа-ресурсы и площадки пытаются предлагать бесплатный контент, то со стороны власти, что вполне ожидаемо, мы все чаще видим принятие законов и указов не только ограничивающих передвижение и собрания граждан, но вводящих административную, и даже уголовную ответственность за нарушение карантина и соответствующих ограничений. Это говорит о том, что ситуация с вирусом может усугубиться, что чревато серьезными последствиями.

Также мы видим, что государство готовится встретить экономические сложности, которые уже происходят и произойдут в будущем в связи с пандемией. Во многом это касается налоговых выплат для бизнеса и кредитов для населения. Впрочем, ожидается, что появится пара новых налогов на некоторые доходы населения со следующего года. В то же самое время правительство надеется справиться с предстоящей турбулентностью, учитывая, что есть неплохой запас прочности, который был создан в виде Фонда Национального Благосостояния, в благополучные и успешные предыдущие годы. Прямо сейчас осуществляются особые выплаты социально-нуждающимся категориям граждан, а по городу распространяются продуктовые наборы для пенсионеров, больных и многодетных семей! Кстати, я получил такой набор для своих детей в их школе сегодня. Интересно заметить, что многие знаменитости предполагают, что они уже переболели этим вирусом еще зимой, а некоторые даже указывают на вмешательство свыше с этим вирусом, чтобы указать «кто хозяин на планете». Это открывает новые возможно для благовестия и разговора на религиозные темы в общественном пространстве.

Реакция Церкви

Реакцию Церкви можно свести к трем словам: недоумение, неготовность, переосмысление.

Недоумение

Прежде всего, церковь не знала как реагировать на эту пандемию. РПЦ долго отказывалась каким-либо образом ограничивать работу храмов. Нередко можно было услышать от разных священников, что вируса совсем нет или он нас не возьмет, потому что “у нас правильная вера”. 

Евангельские же верующие оказались более послушны светской власти в вопросах ограничений собраний и встреч ради предохранения от распространения вируса. Они были движимы любовью к своим ближним и покорности Богу, который повелевает быть послушным властям (кроме случаев, когда власти призывают ко греху). 

Но у них также возникло переживание и смущение, что ограничения и временные прекращения богослужений могут привести к полному закрытию собраний вообще в будущем. Власть может не дать их открыть или ограничить такие возможности по каким-либо причинам, воспользовавшись текущими или иными обстоятельствами. И это весьма актуально, потому что тысячи церквей в России собираются по домам или в арендованных помещениях.

Неготовность 

Во-вторых, стало очевидно, что Церковь в целом была не готова к такой ситуации, в особенности по следующим направлениям.

Интернет-вещание

Многие церкви просто не имели онлайн-трансляции и хорошо работающих веб-сайтов или страничек в социальных сетях. Немало евангельских служителей здравых церквей просто недооценивали важность медиа-присутствия. И надо отметить, что многие пожилые верующие просто не знают, как использовать современные технологии. А по причине карантина их даже нельзя теперь и посетить, чтобы настроить их телефоны или компьютеры. Российское общество в подавляющем большинстве присутствует в интернет пространстве, сильного же евангельского присутствия там нет. Сегодня есть попытки это изменить через некоторые ресурсы, например такие, как «Экклезия» и «Евангельское Христианство». Но это только начало.

Общинность

Церкви, которые применяли завлекательную модель служения и жизни, или просто были храмоцентричными или строили свою жизнь вокруг воскресного богослужения, столкнулись с оттоком своих прихожан, потому что там просто не было общинности, койнонии и взаимодействия. 

Также немало верующих просто дистанцировались от всего происходящего, и даже от жизни других верующих, уйдя на закрытый от общения домашний карантин, показав тем самым, что их поместная церковь не является в фокусе внимания или ключевым фактором их жизни, не говоря уже про духовную жизнь и служение.

Служители

В нашей российской религиозной культуре исторически сложилось, что люди должны прийти в храм, должны сами прийти к священнику или монаху. Такие ожидания нашли свое проявление даже в евангельском сообществе, где, казалось бы, пастырь должен прийти к своим людям, которые находятся у него в попечении. Теперь же прийти друг к другу не могут ни те, ни другие. И многие пасторы находятся в растерянности. Это также начинает отражаться на финансовом благополучии и стабильности церквей и ее служителей. Среди служителей начинает появляться тревога за будущее церковных общин и приходов. И скоро нам понадобится поддерживать и ободрять самих служителей - прежде, чем они станут способны поддержать других верующих.

Переосмысление 

В действительности оказалось, что Церковь достаточно далека от окружающего ее общества. Это подтверждено и реальной статистикой. В России, где христианами себя называет более 70% людей, только 2-3% по-настоящему воцерковленных людей. Влияние религии невелико на российское общество. И это ярко заметно в период пандемии. 

Данная ситуация заставляет церкви стать ближе к людям, разделить их боли и страдания, страхи и переживания. Данные обстоятельства вынуждают церкви идти в интернет, где сегодня находится практически все население страны, где можно общаться и дискутировать, молиться и благовествовать, беседовать и рассуждать вместе. 

Текущие положение заставляет церковь переосмыслить свою роль и место в современном обществе - она может стать намного ближе к людям, чем была прежде. Оно также побуждают искать новые пути для ученичества и благовестия. Оно требует создания новых ресурсов и появления креативных путей для взаимодействия друг с другом и окружающими. Оно учит нас ценить все возможности, и не пренебрегать ими. Многие общины стали намного ближе друг ко другу через регулярное, практически ежедневно общение друг с другом через доступные средства связи. У меня Zoom-конференции идут беспрерывно почти каждый день. По всем признакам, духовно-здоровые евангельские церкви будут расти активнее после окончания пандемии, они просто показали свою жизнеспособность в трудных условиях лучше, чем какие-либо другие религиозные институты.

Утешение

Господь в Своем Божественном провидении дал нам проходить через пандемию, чтобы принести нам благо и благословить других через нас во славу Свою. Уверен, что Он сделает нас более пригодными Ему, Владыке, на всякое доброе дело, и поможет нам стать более эффективными в служении Ему (2 Тим.2:21). Текущий кризис создает много новых возможностей для расширения Царства в России, которых прежде просто не было, - или они казались неэффективными. Ничто не способно дать победу над беспокойством и тревогой, кроме Евангелия Христова. Ничто не может заполнить пустоту мечущегося сердца и дать удовлетворение душе так, как Крест Христов. Ничто не победит страх и отчаяние, кроме Воскресения Христа и Его любящей заботы. Ничто не преодолеет состояние одиночества и поражения лучше, чем присутствие Живого Христа Духом Святым в нас! Нет большего вдохновения в нашем мире, чем Христова Церковь, движимая Его любовью.



Церковный завет – это не новое явление для русских баптистских церквей. Сто лет назад русские баптисты знали о нём. Насколько мне известно, после этого воззвания часть церквей последовали совету и внедрили подобный церковный завет в своей общине.

Как относиться к поправкам в Конституцию?

26.06.2020 / Евгений Бахмутский

Голосовать или не голосовать? За или против? Евгений Бахмутский не просто высказывает свое личное мнение, но предлагает ясные библейские принципы, которые помогли бы разобраться моим братьям и сестрам в различных жизненных вопросах и принять разумные решения в соответствии с Писанием и их совестью.

В период социальной и экономической турбулентности, усугубленной пандемией, христианам особенно важно черпать истины для практической жизни на базе библейских примеров. В случае с разразившимся финансовым кризисом мы также можем найти несколько релевантных случаев из Библии и рассмотреть их практическое применение в нашей жизни.