Отчет: Рави Захариас виновен в сексуальных домогательствах

Отчет: Рави Захариас виновен в сексуальных домогательствах

Что произошло: Обнародовано расследование, в котором подробно рассматриваются случаи использования своего положения и сексуального греха со стороны покойного апологета Рави Захариаса. В разделе «Что это значит» мы рассматриваем три фактора, которые могут привести пасторов и руководителей служений к такому греху.

Предыстория: в сентябре прошлого года крупнейшая христианская газета «Christianity Today» опубликовала новостной репортаж со ссылкой на утверждения трех анонимных источников о том, что Захариас сексуально домогался их в двух спа-салонах, совладельцем которых он был. Международное служение Рави Захариаса (RZIM) наняло юридическую фирму Miller & Martin PLLC, известную за свой профессионализм и объективность, для проведения независимого расследования этих утверждений. Служение Захариаса также наняло частную исследовательскую фирму Muller Group International, состоящую из бывших сотрудников федеральных правоохранительных органов, для оказания помощи в расследовании. В четверг служение дословно опубликовало 12-страничный отчет. Вот некоторые из его основных выводов:

  • Расследование не распространялось на финансы RZIM, возможные преследования сотрудников или другие аспекты внутренней культуры организации. Выводы в отчете были «основаны исключительно на поведении, в отношении которого, по нашему мнению, есть достоверные доказательства». Расследователи не нашли доказательств того, что кто-либо в RZIM или в его совете директоров знал, что Захария участвовал в сексуальных домогательствах.

  • Были опрошены более 50 женщин, в том числе более десятка массажисток, лечивших Захариаса, в телефоне которого были найдены контакты более 200 массажисток. Следователи не пытались найти свидетелей в Азии, где проживали многие из этих женщин. Некоторые из женщин, с которыми они связались, отказались от интервью. Несколько массажисток подтвердили частые попытки Захариаса, по словам одной массажистки, «получить нечто большее, чем массаж». Многие показания были даны массажистками, которые не знали друг друга и лечили Захариаса в разное время и в разных местах. Сообщается, что Захариас либо полностью раздевался перед массажем, либо снимал простыни во время массажа. Шесть массажисток сообщили, что он всегда или почти всегда был возбужден, в то время как четыре терапевта сообщили, что он либо массировал себя сексуальным образом, либо просил массажистку помассировать его гениталии. Пятеро массажисток сообщили, что он касался их гениталий. Только одна массажистка заявила, что Захариас вступил с ней в половые акты: «Эта свидетельница сообщила подробности многих встреч на протяжении многих лет, которые она описала как изнасилования».

  • Одна массажистка сообщила, что после того, как Захариас организовал ей финансовую поддержку от лица служения RZIM, он потребовал от нее секса: по ее словам, Захариас использовал религиозные выражения, чтобы добиться ее согласия, так как она была воспитана в христианской семье. Она сообщила, что он заставил ее молиться вместе с ним, чтобы поблагодарить Бога за «эту возможность», которую они оба получили. Она сказала, что он назвал ее своей «наградой» за жизнь служения Богу, и он сослался на «благочестивых людей» в Библии, у которого была более чем одна жена. Она сказала, что он угрожал ей никогда не говорить о нем, иначе она понесет ответственность за «миллионы душ», чье спасение будет потеряно, если его репутация будет повреждена.

  • Некоторые массажистки сообщают, что Захариас входил к ним в доверие, задавая личные вопросы об их прошлом, включая «финансовые трудности или эмоциональные проблемы в прошлом». Например, одна массажистка сообщила, что Захариас провел первую половину своего первого сеанса массажа, спрашивая о ее духовном пути и о домогательствах, с которыми она сталкивалась. Это успокоило ее и заставило почувствовать, что он заботится о ней как о человеке, после чего он попросил ее помассировать его гениталии. Другая женщина сообщила, что он говорил с ней о ее карьерных планах и о том, как он пытается улучшить ее финансовое положение, массируя ее грудь. Она никогда не говорила об этом публично, потому что думала «кто мне поверит», если она скажет что-то против известного христианского лидера. Некоторые массажистки также сообщили, что Захариас хорошо платил или оставлял большие чаевые и дарил подарки, которые иногда были очень щедрыми – например, персидский ковер или кошелек Louis Vuitton с 500 долларами внутри.

  • Захариас использовал средства служения RZIM для поддержки некоторых из своих массажисток, которые долгое время работали с ним. Значительная часть нецелевых средств служения RZIM была предоставлена четырем разным массажисткам.

  • Одна женщина часто сопровождала Захарию, чтобы лечить его во время его путешествий. Когда высокопоставленный сотрудник RZIM выразил Захариасу озабоченность и посоветовал ему прекратить ездить с женщиной, Захариас «рассердился и долгое время почти не разговаривал с этим сотрудником».

  • Захариас часто путешествовал один в Бангкок и другие места в Юго-Восточной Азии, отсутствуя продолжительное время. Ему принадлежали две квартиры в Бангкоке. В период с 2010 по 2014 год он провел в общей сложности 256 дней в одной из этих квартир и запросил у RZIM возмещение арендной платы за это проживание. В другой квартире, в том же здании, но на другом этаже, жила одна из его массажисток.

  • Захариас на протяжении жизни использовал несколько разных телефонов и адресов электронной почты, и у него всегда было как минимум два телефона. Он настаивал на том, чтобы не пользоваться официальными коммуникационными платформами служения RZIM, и его телефоны были отдельны от аккаунта RZIM. Он использовал личные адреса электронной почты, не принадлежащие учетной записи RZIM, а, находясь в штаб-квартире RZIM, он использовал общедоступные сети Wi-Fi, а не виртуальную частную сеть RZIM. Он использовал зашифрованные коммуникационные платформы, включая BlackBerry Messenger и WhatsApp, из которых не могут быть восстановлены удаленные сообщения.

  • В приложениях для заметок на своих телефонах Захариас сохранял переводы определенных слов и фраз на тайский и китайский языки. Тайские фразы включали: «Я так по тебе скучаю. Я хочу увидеть твое лицо» и «еще немного». Фразы на китайском включали «мягче, легче»; «Ты красивая»; «недостаточно»; «Надеюсь, наша любовь продлится вечно»; «Я люблю тебя от всего сердца»; «Я хочу, чтобы у тебя остались прекрасные воспоминания»; «Жизнь прекрасна, потому что я смог встретиться с тобой»; «У тебя особенно красивые губы»; и «Я люблю тебя, дорогая».

  • В телефонах также содержались длинные беседы с женщинами и фотографии женщин, которые не были его женой. Например, он писал массажистке из Бангкока: «Я сейчас больше, чем когда-либо, знаю, что ты стала любовью всей моей жизни. Я жду возможности снова прижать тебя к своему сердцу. Пожалуйста, будь в безопасности, мой ангел. Я люблю тебя. Спокойной ночи». Он сказал ей, что хочет оставаться «единственным в твоем сердце. Я люблю тебя, моя дорогая ххххх.» Эта женщина получила значительную финансовую поддержку с нецелевого счета RZIM.

  • Захариас был обвинен Лори Томпсон, уроженкой Канады, в «вовлечении [в] откровенные сексуальные онлайн-разговоры». Согласно отчету, она утверждала, что он «ухаживал» за ней, «завоевал ее доверие как духовный наставник, доверенное лицо и известный христианский деятель», после чего она «открыла ему свою жизнь» до такой степени, что он «оказывал на нее контролирующее влияние как облеченный духовной властью».

  • Он использовал это влияние, как она утверждала, «чтобы использовать ее уязвимость для удовлетворения [своих] собственных сексуальных желаний». Хотя физически они никогда не были близки, Томпсон утверждала, что они вступили в эмоциональные отношения посредством электронного общения, и это привело к тому, что он попросил ее фотографии, в том числе обнаженные, которые она ему прислала. Расследователям не удалось подтвердить высказывания Лори Томпсон из-за соглашения о неразглашении, которое она подписала в рамках судебного урегулирования с Захариасом. Другие свидетели, опрошенные в ходе этого расследования, рассказали о сходном поведении Захариаса, которое согласуется с некоторыми утверждениями Лори Томпсон.

  • Помимо чатов, в телефонах Захариаса было более 200 фотографий женщин намного моложе его, в том числе шесть фотографий Томпсон, а также десятки фотографий самого себя. Хотя на большинстве фотографий женщины были полностью одетыми, на некоторых они были хотя бы частично обнаженными.

  • Перед своей смертью Захариас утверждал: «За 45 лет моего брака с Марджи я ни разу не участвовал в каком-либо неподобающем поведении». Он также утверждал, что давно сделал своей практикой «не оставаться наедине с другой женщиной, кроме Марджи и наших дочерей».

Международный совет директоров RZIM опубликовал открытое письмо о расследовании.

Что это означает: это ужасающее сообщение о преступлениях и грехах Рави Захарии неизбежно заставляет нас задаться вопросом, как это могло произойти. Как мог человек, которого так любили и уважали, совершать такие действия против этих женщин и святого Бога? Я считаю, что это произошло из-за опасного сочетания раздутого чувства привилегированности, необоснованной секретности и дешевой благодати.

Во-первых, разоблачение Захариаса и подобных ему хорошо известных служителей может привести нас к ложному предположению, что проблема в «христианских знаменитостях». Хотя знаменитость действительно сопряжена с опасностью, не всегда это приводит к злоупотреблениям. Однако известность способна воспламенить у человека чувство вседозволенности.

Церковь обязана давать своим служителям много чего, например, финансовую поддержку (1 Тим. 5:17–18), послушание и покорность (Евр. 13:17), и даже презумпцию невиновности (1 Тим. 5: 19). Но почтение и уважение, сопутствующие этому положению, могут заставить некоторых думать, что они заслуживают такого уважения из-за того, кто они есть сами по себе, а не из-за роли, которую они выполняют.

Такие люди начинают думать, что жертвы, которые они приносят во имя служения, должны быть компенсированы Богом путем допущения их поведения, в том числе греховного, потому что они «Великие Божьи Люди». Они начинают думать, что их великие достижения во имя Царства Божьего дают им право на блага, причитающиеся всем таким великим людям.

Именно менталитет Великого Мужа Божьего, а не знаменитость (которой нет у многих падших пасторов), как правило, ведет их к падению.

Во-вторых, Великий Божий Муж считает, что его способности или достижения освобождают его от условностей и ограничений простого люда. Но поскольку их прихожане, последователи и фанаты не поймут их, они осознают, что их поведение - хотя оно и самооправданно из-за их статуса великого человека - должно быть защищено от общественного контроля. И поэтому они извращают свою роль хранителей тайн Божьих.

Поскольку не вся информация должна публиковаться в открытом доступе, от руководителей служений часто требуется хранить тайну некоторых лиц или организаций. Нам доверяют сохранять конфиденциальность того, что мы слышим на душепопечении или на встречах церковных советов, от раскрытия их таким образом, который не принесет пользы тем, кому мы служим. Но эта оправданная потребность в конфиденциальности может привести к появлению тайных привычек - склонности к хитрости и скрытности.

Необходимость сохранять доверие других людей превращается в корыстную потребность скрывать действия великого человека от общественности. Преувеличенное ощущение собственной важности подпитывает потребность вести себя скрытно. В конце концов, если от них ожидается, что они будут хранить секреты простых людей, почему у великого человека не должно быть своих секретов?

В-третьих, в основе обоих этих недостатков лежит дешевая благодать. Как сказал Дитрих Бонхёффер, «дешевая благодать - это проповедь прощения без покаяния, крещение без церковной дисциплины, причастие без исповеди, отпущение грехов без личного исповедания. Дешевая благодать — это благодать без ученичества, благодать без креста, благодать без Иисуса Христа, живого и воплощенного».

Одна из основных черт американского христианства – отрицание дешевой благодати на словах и при этом принятие дешевой благодати в наших делах.

Как и другие падшие лидеры, Захариас знал: «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притчи 15:3). Эти великие люди знают, что Бог наблюдает за ними, но они также знают, что он милостив и милосерден. Они доверяют Иисусу как доброжелательному маккиавелисту: поскольку цель оправдывает средства, пока они делают добро, Бог игнорирует их грехи.

Дешевая благодать — вот почему мы позволяем таким лидерам не только избежать наказания за свой грех, но и оправдать его. Мы цитируем их достижения и говорим: «Вот сколько они хорошего сделали – смог бы он это сделать, если бы мы узнали о его грехе?» Мы знаем, что они поступали неправильно, но смотрим на то, чего они достигли для Бога.

Возможно, нам легче оправдать такое поведение, когда не мы те, кто подвергается насилию, домогательствам или изнасилованию.
Для пасторов и других руководителей служений урок Захариаса не в том, что есть «такие люди», склонные к ужасным преступлениям и моральным падениям. Урок состоит в том, что, если мы хотим стать Великими Мужами Божьими, которые совершают великие и удивительные дела для Царства, мы так же уязвимы для греха, как и любая знаменитость.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.