Относится ли к вам Иеремия 29:11?

Относится ли к вам Иеремия 29:11?

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.»

Эти слова — что-то вроде Иоанна 3:16 для номинального христианства. Обратите внимание, как часто они появляются на значках с библейскими стихами, которые продают на стендах на конференциях, или на стенах Фейсбука, — даже на тату. Я вижу, что этот отрывок искренне используют (в украшении интерьера или в постах в соцсетях) люди, которые, как я знаю, не были в церкви последние лет двадцать.

Естественно, эта любовь к Иеремии 29:11 зачастую заставляет особенно теологически ориентированных христиан сетовать на то, как эти слова вырывают из их контекста. Недавно один молодой христианин даже спросил меня: «Относится ли ко мне текст Иеремии 29:11?».

Я ответил: "вроде того".

Мне следует пояснить. Да, он относится к вам, но не в том ключе, в котором многие привыкли понимать этот стих.

Это не Евангелие благополучия

Многие думают, что текст говорит о божьей милости к жизни и планам человека. "Если я буду просто слушать свое сердце и следовать ему", — можно подумать — "то Господь благословит меня". Это слова не пророка Иеремии, а Бенни Хинна. Тот, кто видит подобный моралистический терапевтический деизм в Книге Иеремии, явно не читал в Иеремии ничего ни до, ни после этого стиха.

Вся Книга Иеремии о том, как Бог срывает планы и рушит мечты людей. Этот стих находится в контексте шокирующей вести, которую принес пророк. Израильтяне, «оставшиеся» в Иерусалиме (оставшиеся рядом с храмом и царским троном), считают свою относительную удачу признаком того, что Бог к ним благоволит, а те, кто уведен в вавилонский плен, кажутся проклятыми Богом. Так думать склонны не только те, кто в Иерусалиме, но и те, кто находятся в Вавилоне. Бог будто бы удалился от них, да и они сами, похоже, уведены далеко от обетований, данных Богом Аврааму. Тем не менее, Иеремия говорит, что живущие в Иерусалиме подвергнутся Божьему суду, — и Бог планирует возродить его с помощью уведенных в плен.

Для всех, кто это слышал, это были плохие новости. Иерусалимляне раздражены этой новостью и ищут пророков, которые говорят им, что вот-вот наступит мир. Для изгнанников весть тоже не радостная — по крайней мере, в ближайшей перспективе. В своем письме Иеремия говорит им, что возвращения из изгнания в их поколении не будет, поэтому они должны начать новую жизнь в Вавилоне.

Как это относится к вам?

Применим ли этот отрывок к вам? Что ж, Иеремию 29:11 следует читать в контексте Книги Иеремии целиком. А Книгу Иеремии необходимо читать с учетом истории Израиля. Да и всю Книгу Иеремии, всю историю Израиля нужно читать в контексте Божьего замысла в Иисусе Христе. Все обетования Божии находят в Нем свое «да» (2 Кор. 1:20). Если мы во Христе, то вся обещанная пророками Божья кара пала на нас, и на кресте Христос понес ее всю за нас, потому что мы объединились с Ним и Он понес на себе проклятие Закона (Гал. 3:13). И если мы во Христе, то все обещанные потомству Авраама благословения теперь наши, потому что мы во Христе, истинном наследнике всех этих обетований (Гал. 3:14–29).

Любимый всеми стих необходимо читать в контексте.

Господь говорит изгнанникам через Иеремию, что их рассеяние не случайно.  У Бога есть планы на них — пусть даже что-то в этих планах кажется им случайным и хаотичным. Более того, согласно этому плану, их пленение временно. Не потому, что они верны Богу, а по Божьему обещанию Аврааму, обетованию, в котором самом было заложено ожидание появления истинного Потомка Авраама — Господа Иисуса (Рим. 4). Конечно же, изгнанники не остались в рассеянии. Бог вернул их домой. Почему? Потому, что от них — «Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки» (Рим. 9:5).

Господь говорит нам, что так как мы во Христе, мы странники и пришельцы в это переходное время (Евр. 11:13; 1 Петр. 2:11). Мы страдаем, истекаем кровью, умираем — и в этом склонны полагать, что Бог оставил нас. Мы считаем себя «овцой, обреченной на заклание» (Рим. 8:36). Но Евангелие говорит: «Нет».

Долгосрочный план Бога

Во Христе у Бога на вас есть план. План не для вашего уничтожения, а для вашего благополучия. Вы уподобляетесь образу Христа через страдания с Ним. Ваша конечная цель — быть победителем, а не жертвой, быть сонаследником с Царем (Рим. 8:12–39).

Ваши планы могут сорваться, мечты — разрушиться, жизнь — оборваться. Но Бог, воскресивший Иисуса из мертвых, воскресит и вас с Ним.

Откуда вы можете это знать? Этот вывод можно сделать так же, как этот вывод могли сделать израильтяне, угнанные в Вавилон: не на основании текущего состояния, а на основании Слова Бога, Его клятвы и Его завета. Это значит, что ваши планы могут сорваться. Ваши мечты могут разрушиться. Ваша жизнь может оборваться. Но Бог, воскресивший Иисуса из мертвых, воскресит и вас с Ним.

Так относится ли к вам Иеремия 29:11? Если вы во Христе, то можете рассчитывать на это. Этот отрывок не обещает, что вы получите некую мирскую награду, и даже, быть может, обещает вам будущее, от которого вас бросило бы в дрожь, если бы вы увидели его в хрустальном шаре. В краткосрочной перспективе, возможно, вы будете страдать. Но в долгосрочной — ваше будущее определено Христом. Это будущее во благо, а не на зло; будущность надежды, а не отчаяния.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.