Являются ли какие-либо действия морально нейтральными?

Есть ли морально нейтральные сферы жизни? Это первый вопрос, который мы разберем, начиная новую неделю вместе.

С возвращением на подкаст, и спасибо за то, что каждую неделю находите для нас время в своем графике.

Вопрос от Мэри Бет из Арканзаса.

Она пишет: «Здравствуйте, пастор Джон, и спасибо за подкаст «Задай вопрос пастору Джону». Вот вопрос, который беспокоит меня в последнее время. Хотелось бы знать, все ли в жизни четко разделяется на грех и нечто доброе. Или есть некоторые «нормальные» вещи, не являющиеся грехами, но и не совсем хорошие? Иногда я делаю что-то не особо полезное. Не знаю, нужно ли просить за это прощение. Обычно я все равно прошу.

Думаю, фактически мой вопрос можно свести к следующему: пастор Джон, «да» или «нет», есть ли морально нейтральные сферы жизни?»

Не могу ответить «да» или «нет», пока не проясню некоторые термины. Итак, что такое грех? Что такое добро с моральной точки зрения? Что значит морально нейтральный?

Это один из замечательных примеров того, как простое определение терминов фактически дает ответ на поставленный вопрос. Это преподаст нам хороший урок. Рекомендую. Считаю, что большинство споров продолжаются бесконечно именно из-за отсутствия точного библейского определения терминов. Причина, по которой я говорю о библейской точности, заключается в том, что если нет авторитета, который признают обе стороны, то, скорее всего, невозможно будет определить термины таким образом, чтобы все участники спора были согласны с ними, и вы просто окажетесь в тупике.

Наша культура зашла в тупик, потому что у нас нет общего основания, на котором можно строить дискуссии. Тупиковая ситуация в данном случае опасна, потому что, если нет общепризнанного арбитра, решающего, что есть истина, эту пустоту заполняет грубая сила. Если общие убеждения не решают, что есть истина, то сила решает, что есть истина.

Возвращаясь к вопросу, если общий авторитет, такой, как Библия, не дает определение нашим терминам, то значение слов и контекст их использования будет определяться человеком, имеющим наибольшую власть. Так появился Холокост. Так появилось рабство, основанное на расовом разделении. Так появились аборты. Сильные мира сего решают, что значит слово «человек», как его использовать, кто подходит и не подходит под его определение. Без общепризнанного авторитета в качестве арбитра люди, обладающие властью, определяют термины так, чтобы они соответствовали их предпочтениям.

Да, это сильно выходит за рамки того, о чем спрашивала Мэри Бет. На самом деле, она вообще об этом не спрашивала, но мне нравится время от времени объяснять на этом подкасте, почему я считаю настолько важным давать определение терминам.

Что есть грех?

Итак, я постараюсь прояснить термины из вопроса Мэри Бет. «Все ли в жизни», — говорит она, — «является или доброй вещью, или грехом? Есть ли морально нейтральные сферы?» Это ее вопрос.

Итак, что такое грех? В послании Павла есть, по крайней мере, два отрывка, которые, как я думаю, объясняют суть греха. Один из них — Римлянам с первой по третью главы. Римлянам 3:23 говорит: «Ибо все согрешили и лишены (буквально, не имеют, им не достает) славы Божией». Я связываю это утверждение с Римлянам 1:23, где люди заменяют славу Божью на славу творения, включая самого человека, «мою» славу. Это мой любимый идол, не так ли? Потому я думаю, что Римлянам 3:23 означает следующее: все люди грешат тем, что предпочитают славу творения славе Божьей. Мы меняем Божью славу на нечто, что мы предпочитаем. Нам не достает, мы лишены славы Божьей.

Итак, во-первых, грех — это расположение человеческого сердца к тому, чтобы предпочитать славу человеческую, особенно собственную славу, Божьей славе. Во-вторых, грехи (во множественном числе) — это отношения, слова и действия, которые исходят из этого расположения. Это мое определение греха, основанное на Римлянам с первой по третью главы.

Другой отрывок, определяющий суть греха — Римлянам 14:21–23, где Павел рассказывает об употреблении мяса и вина. Он говорит: «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» (Рим. 14:23). Вот это да! Это довольно-таки глубокая мысль. Павел готов определять грех как все, что не по вере. Если хорошенько до конца проанализировать, я думаю, что это — фактически то же самое, что и определение, основанное на Римлянам с первой по третью главу.

«Если сердце не расположено к тому, чтобы принимать Христа, то все, исходящее из этого сердца — грех».

Если сердце не расположено к тому, чтобы принимать Христа (я рассуждаю сейчас о том, что вера — это принимать Христа как нашего суверенного Спасителя, Руководителя и Сокровище), то все, исходящее из этого сердца — грех. Это сердце такое же, как и то, которое предпочитает славу творения славе Божьей.

Действуя по вере

Определение того, что является добрым с моральной точки зрения, исходит из определения греха, будучи противоположностью греха или зла. Добро — это расположение сердца к тому, чтобы предпочитать Бога всему остальному или ценить Бога во Христе превыше всего. Таким образом, отношения, слова и действия, которые исходят из этого сердца, являются добрыми, хорошими с моральной точки зрения.

Это добро можно описать еще двумя способами, исходящими из жизни по вере или из предпочтения наивысшей ценности Бога во Христе. Во-первых, можно сказать, что добро с моральной точки зрения — это отношения, слова и действия, которые заповедал Бог (1 Ин. 5:2). Во-вторых, можно сказать, что добро — это отношения, слова и действия, которые имеют своей целью прославление Бога (1 Кор. 10:31). Итак, я думаю, мы точно не ошибемся, если скажем, что добру с моральной точки зрения присущи все три характеристики:

1.    Оно исходит из веры.

2.    Оно находится в согласии с Божьими заповедями.

3.    Оно имеет своей целью прославление Бога.

Это — добро с моральной точки зрения.

Для Его славы

Итак, сделаем вывод о том, есть ли морально нейтральные сферы жизни, потому что сестра спрашивает именно об этом. Если мы имеем в виду вопрос: «Есть ли действия, которые можно рассмотреть безотносительно того, кто их совершает, просто абстрактные действия?», то ответ будет: «Да». В этом смысле есть тысячи морально нейтральных действий — например, прогулки по улице, питье воды или обувание.

«Если вы по вере делаете что-то, не запрещенное в Писании, то это является добрым с моральной точки зрения, что бы это ни было»

Однако, не так важно то, что эти действия морально нейтральны. На самом деле, мне немного не по себе от этой фразы. Важно то, что они не имеют никакой моральной окраски до тех пор, пока их не начинает совершать конкретный человек. Как только кто-то конкретный начинает что-то делать, любые самые простые, самые нейтральные действия перестают быть нейтральными. Они получают моральную окраску, потому что, как сказал Павел, «что бы вы ни делали, все делайте», — надевайте обувь, идите по улице, — «во славу Божию» (1 Кор. 10:31), и мы либо делаем это, либо не делаем. По этому критерию можно разделить действия на грех и не грех. Таким же образом мы можем задать себе вопрос: «Мы сделали это по вере?» Все, что не по вере — грех. Я надел свою обувь по вере? Если нет, то, как говорит Павел, это грех. Вы можете выразить свой бунт против Бога даже в том, что обуваетесь. На самом деле можете.

Я думаю, что для Мэри Бет важно следующее: если действие или отношение не запрещено или не заповедано в Библии, то нужно задать себе вопрос: «Что мотивирует меня сделать это? Вера и желание прославить Бога?» Если да, то, казалось бы, морально нейтральное действие становится добрым. Если вы по вере делаете что-то, не запрещенное в Писании, то это является добрым с моральной точки зрения, что бы это ни было. А если нет, то, несмотря на кажущуюся нейтральность этого действия, оно становится грехом, потому что совершается без упования на Христа или не прославляет Его.

Джон Пайпер (@JohnPiper) – основатель и учитель desiringGod.org, ректор Вифлеемского Колледжа и Семинарии. В течение 33 лет служит пастором Вифлеемской баптистской церкви в Миннеаполисе, Миннесоте. Автор более 50 книг, включая «Жаждущие Бога: размышления христианского гедониста», а также недавно вышедшей книги «Что такое спасающая вера?»