Вечеря и коронавирус - что делать?

Завтра - 5 апреля, первое воскресенье месяца. Время, когда большинство евангельских церквей в нашей стране проводило бы Вечерю Господню. Но в связи с текущими ограничениями многие отложили ее до первой возможности собраться вместе. Тем не менее, некоторые общины заявили, что все равно проведут Причастие. Есть даже религиозные лидеры, которые предложили совершить Вечерю в домашних условиях, в кругу своей семьи или ближайших соседей.

Моя заметка написана как отклик на эту новую реальность сегодняшнего дня. Стоит признать, что подавляющее большинство из нас никогда не оказывалось в условиях, подобных нынешней ситуации. Возникает множество вопросов о том, как организовывать служение и жизнь церкви в таких обстоятельствах, и один из актуальнейших - вопрос проведения Вечери.

Группа преподавателей Одесской богословской семинарии ЕХБ предложила документ, где рассматриваются четыре варианта отношения к Вечери Господней: 1) Перенос Вечери Господней до окончания карантина; 2) Проведение Вечери Господней в кругу семьи; 3) Проведение Вечери Господней в церкви служителями и экстерриториально диаконами в малых группах по домам; 4) Трансляция Вечери Господней в режиме онлайн и приобщение членов церкви со своими элементами установления по домам. Надо отдать должное, что братья не утверждают, что тот или иной вариант обязателен для применения, а, скорее, дают пищу для размышления и анализа.

Но сам документ не отвечает на ряд важных вопросов (справедливости ради, надо сказать, что он и не был призван на них ответить), которые должны предварять поиск подходящих вариантов для проведения Вечери в условиях коронавируса.

Что такое Вечеря: частное или общее дело?

Вечеря — это не какое-то мистическое или магическое действие, когда хлеб и вино превращаются в Кровь и Тело Господа Христа. Евангельские христиане не верят ни в какую форму пресуществления. Также мы не исповедуем, что Вечеря дает какую-то духовную энергию, таинственную благодать для духовной жизни или даже лекарство для физического тела. Но мы, опираясь на Писание, точно отрицаем, что Вечеря Господня - просто обычный акт воспоминания, который не несет особого смысла и благословения участвующим.

Читая Библию, особенно 1-ое послание к Коринфянам, мы можем однозначно увидеть, что Вечеря Господня должна совершаться при общем собрании верующих. Апостол Павел в 11-ой главе, обличая некоторых коринфян за их недостойное поведение, отмечает, что они вполне могли бы покушать дома (1 Кор.11:21-22), но вот Вечерю Господню они могли совершать только вместе со всей церковью. Более того, Апостол укоряет состоятельных членов церкви, которые, приходя в собрание, отделяли себя от единства с верующими более низкого сословия, вкушая еду, которую приносили с собой, тем самым пренебрегая общением любви и общности с другими христианами. В сущности, они пренебрегали Церковью и Самим Господом, духовным родством и единством общины. Павел призывает их отделять и различать трапезу Господню от обычного приема пищи, дружеское застолье от церковного собрания. Коринфяне, которые этого не делали, встречали Божий суд и получали Божье воспитательное наказание. (1 Кор.11:29-31)

Важно еще раз подчеркнуть: Вечеря Господня предназначена для церкви, когда она собирается вместе. «Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь…». И буквально чуть ниже «Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню». (1 Кор.11:18, 20) То есть, не всякое собрание верующих, даже посвященное Вечере, может стать таковым! И затем Апостол добавляет: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.» (1 Кор.11:33)

Кто может совершать Вечерю Господню: все верующие или только служители?

Это весьма актуальный вопрос. Верим ли мы в священническую благодать? Нет. У Бога все верующие - царственное священство (1 Пет.2:9). Почему же тогда обычно Причастие у евангельских верующих совершают рукоположённые пресвитеры? Не отрицает ли это принцип всеобщего священства верующих?

Мы знаем, что Вечеря призвана подчеркнуть наше духовное единство, нашу общность со Христом и друг другом. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.» (1 Кор.10:16-17) Поэтому от лица всех, вместе со всей церковью, могут выступать ее служители. Они сохраняют порядок и единение общины во время ее собрания (1 Кор.14:33), они также знают свою паству (1 Пет.5:2) и тех, кто на церковном взыскании и отлучении, и потому лишен участия в Заповеди Господней. В конце концов, они имеют призвание от Бога и уполномочены самой общиной осуществлять духовное руководство и попечение о церкви. Могут ли другие братья участвовать в совершении вечери на общем собрании церкви? Да, конечно, если их пригласят эти служители. Вечеря принадлежит не отдельному верующему или исключительно служителям, она принадлежит церкви.

Служители ответственны за то, чтобы собрание для Вечери Господней было как вкушение Вечери Господней (1 Кор.11:20), они призваны помочь верующим участвовать достойно в этой святой заповеди (11:27). Поэтому первенство служителей в проведении Причастия связано не с какой-то священнической благодатью, а с сутью заповеди Господа, с сутью хлебопреломления как единства церковной общины со Христом и друг другом. Потому-то Вечеря Господня и должна быть совершена в контексте встречи церкви, а не в частном порядке. Российская религиозная культура уже давно сделала веру частной практикой, личным делом, а современная культура индивидуализма только усилила это. Вот почему совместная, подлинная Евхаристия помогает нам преодолевать эти центробежные силы, разрушительные как для нашего сердца, так и для всей общины. Неслучайно Апостол Павел говорит: «ибо все причащаемся от одного хлеба».

Практика приобщения к Вечере больных - основание для проведения «онлайн-вечери»?

Это добрая традиция, не лишенная исторического обоснования и духовной пользы. Еще в Ранней Церкви элементы хлебопреломления после общей встречи церкви посылались на дом тем христианам, которые не присутствовали в собрании. Так Иустин Мученик свидетельствует: "После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа, так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина, и воды, и относят к тем, которые отсутствуют." (Аполог. 1-65). Позднее стали посылать Вечерю заключенным в темницах, исповедникам и больным. Таковы свидетельства об этом у Отцов Церкви – Киприана (письмо 54), Златоуста (о священстве VI, 4). Появляются постановления соборов – Никейского (правило 13) и Карфагенского (правила 76,77,78). И, если в храме причастие преподавали только священнослужители, то, миссию доставлять Вечерю на дом выполняли дьяконы или просто обычные верующие.

Главное здесь следующее:

  • Вечерю разносили после общего собрания верующих тем, кто не мог объективно присутствовать, но отожествлял себя с церковью и были с ней в единстве;

  • Вечерю могли разносить все уполномоченные церковью.

Поэтому данная практика не дает основания проводить Вечерю в режиме онлайн, потому что просто не происходит собрания церкви.

Определимся с понятиями

Текущая ситуация заставляет нас задуматься о том, какое сегодня сложилось представление о церкви в евангельской среде. Еще Джон Стотт говорил, что самая плохо понимаемая доктрина среди евангельских верующих — это доктрина церкви или экклесиология. Ситуация с «онлайн-вечерей» это подтверждает.

Писание ясно учит, что Церковь — это сообщество верующих, соединенных общей верой в Евангелие, возрожденных от Слова Божия, крещенных Духом Святым в одно тело Церкви (1 Кор.12:13, Еф.4:3-6, 1 Пет.1:23). Это не просто какой-то приход, сборище индивидуалистов, но собрание братьев и сестер, наделенных духовными дарованиями для взаимного служения друг другу с целью дальнейшего созидания Церкви во славу Божию (1 Кор.12:7, 14:12, Еф.4:16).

Наше понимание церкви влияет на нашу практику служения. Если мы приход, а не община, то мы, скорее, сделаем акцент на привлечение, чем на назидание и койнонию; на форму, чем на содержание, на количество и участие, чем на духовное развитие каждого.

Сегодняшняя ситуация выявила проблему очевидной подмены многих понятий. Можно ли назвать общение по интернету общением в библейском смысле слова? Нет. Это точно коммуникация, но это не библейское общение, койнония. Здесь нет полного взаимодействия и взаимного участия. Можем ли мы назвать онлайн-трансляцию, которую смотрят сотни людей, церковным собранием? Нет. Это только ограниченные назидание и ободрение, это не богослужение. Здесь нет взаимного обличения, подотчетности, служения и т.д.

Нам нельзя соглашаться на искусственные подмены. Понимаете, когда нам нужна хирургическая операция, то мы не делаем ее сами, дома, через просмотр онлайн-трансляции или YouTube-ролика известного врача-хирурга. Нам нужно его личное присутствие. Невозможно подменить собрание и койнонию церкви какими-либо средствами коммуникации. Их можно усилить или поддержать средствами связи, но невозможно полностью заменить ими. Иисус призвал Апостолов идти и нести Евангелие до края земли, основывать новые поместные церкви. Иначе можно было бы ограничиться только рассылкой манускриптов по всем народом. Но требовалось живое и реальное присутствие Божьей Церкви в каждом месте!

Вопросы, которые следует задать сейчас

Всегда важно отмечать не только форму, но и мотивацию того или иного поступка. Конечно, мы не знаем наверняка всех причин, которые подвигли некоторых служителей на решение о проведении «онлайн-вечери». Уверен, что многие из них руководствуются добрым намерением принести ободрение и пользу своим членам церкви. Они не сомневаются, что таким образом укрепят веру и поддержат верующих в непростой ситуации самоизоляции и невозможности быть на совместном церковном собрании, ощутить или осознать присутствие Христа и Его верность перед лицом трудностей. Но являются ли такие хорошие намерения основанием для «онлайн-вечери»? Поможет ли это вышеупомянутым нуждам в текущей ситуации?

Следует задать еще несколько вопросов. Не создаст ли это еще большую проблему в будущем для церкви? Не укрепит ли это светскую культуру индивидуализма и потребления, которая давно уже проникла в евангельскую среду? Будет ли верным ориентиром для верующих перевод их фокуса внимания на свое желание Вечери вместо заботы о нуждах и болях своих ближних в это время? Не получим ли мы много огорченных душ, которые не смогли достать хлеб и вино для «онлайн-причастия», и не отрежем ли мы от такого действа пожилых людей, которые сейчас совсем ограничены в передвижении? Поможет ли нам этот формальный символизм или больше повредит?

Неужели у церкви уже нет иных средств для ободрения и укрепления своих верующих в ситуации пандемии? А как поступала Церковь в прошлые века, когда не было ни телефона, ни радио, ни интернета? Может ли Церковь уповать просто на внешнюю форму элементов хлебопреломления, видимых через экран монитора?

И главный вопрос: неужели Господь не знал, в какой мы окажемся ситуации с этой пандемией, и нет ли Его особого замысла в этих всевозможных препятствиях для наших общих встреч сейчас?

Какой же вывод можно сделать?

«Онлайн-причастие» создает иллюзию присутствия всех. Но оно не дает реального присутствия. Присутствует ли Христос сейчас с нами? Да, Он обещал быть с нами во всех обстоятельствах. Он Живой, Его Воскресенье мы уже скоро будет праздновать. Он с нами в Духе Святом. Его не нужно вызывать каким-либо магическими заклинаниями, обрядами или знаками. Мы уже соединены с Ним через веру. Как и говорит Апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Рим.8:35-39)

Прямо сейчас Господь Иисус заботится о Своей Церкви, о каждом ее члене, питает и греет ее (Еф.5:29). Он заинтересован в благе для каждого из нас больше, чем мы сами (Рим.8:28). В конце концов, Вечеря — это Его стол, это встреча с Ним, а не только с нашим пастором или друг другом!

«Онлайн-вечеря» — это не лучшая форма подчеркнуть наше единство со Христом и с другими верующими. Почему сейчас, во время пандемии коронавируса, нельзя немного подождать? Ожидание не вредит истине, но подчёркивает ее. Мы можем показать наше единство не «онлайн-вечерей», а совместным ожиданием. Как и говорит Павел: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.» (1 Кор.11:33) Нам следует дождаться прекращения периода самоизоляции и ограничений и собраться вместе, чтобы воистину вкусить Вечерю (1 Кор.11:20).

Конечно, многие верующие находятся в панике и тревоге от текущей ситуации, они боятся заразиться и умереть и желают подкрепления своего сердца через видимые знаки Вечери. Некоторые даже обращаются к истории церкви, к тому, как поступали верующие в период гонений и ссылок. Но история церкви как раз опровергает теоретиков «онлайн-вечери». Многие церкви не проводили собраний во время эпидемий, дожидаясь их прекращения. Вы найдете тому множество подтверждений, просто поискав в интернете. Церкви не использовали радио или телефонию для совершения каких-либо обрядов. В современном мире постепенно стирается грань между реальностью и жизнью онлайн. Но подлинная реальность при этом остается неизменной - Вечеря Господня предназначена для церкви, когда она собирается вместе!

Более того, проблема паники и беспокойства не решится проведением формальной Вечери, причем даже офлайн. Это проблема веры, упования, доверия. Служителям следует оказать пасторскую помощь таким людям и использовать их страхи, чтобы указать на источник непоколебимого упования и веры - на Царя Христа, Который правит Всей Вселенной! Наша задача - помочь людям избавится от ложной надежды на видимые атрибуты и физические элементы, какими бы они ни были, и помочь их жить верой, а не видением (2 Кор.5:7).

Пара напутствий напоследок

Господь не случайно дал нам такое время. Это время для:

  • молитвы;
  • раскаяния за многие упущенные возможности в нашей жизни;

  • общения с семьей и родными;

  • переосмысления и планирования нашего дальнейшего служения;

  • анализа нашей церковности и койнонии внутри общины;

  • активного онлайн-благовестия;

  • консультирования;

  • обучения, чтения, изучения;

  • помощи нуждающимся (Гал. 6:10);

  • ожидания в надежде на Господа.

И мы с вами можем радоваться тому, что однажды Сам Господь соберет нас всех вместе на Свой брачный пир, где мы сможем беспрепятственно общаться в Его присутствии и разделить в радости Его Чашу благословения!

Кстати, наша община, Русская Библейская Церковь ЕХБ, проведет Причастие только после завершения пандемии и режима самоизоляции по причине любви к Богу, людям и послушании Божьем Слову! А Российский Союз ЕХБ совсем недавно выпустил хорошую рекомендацию для церквей по вопросу Хлебопреломления.

С молитвой и любовью во Христе.

Церковный завет – это не новое явление для русских баптистских церквей. Сто лет назад русские баптисты знали о нём. Насколько мне известно, после этого воззвания часть церквей последовали совету и внедрили подобный церковный завет в своей общине.

Как относиться к поправкам в Конституцию?

26.06.2020 / Евгений Бахмутский

Голосовать или не голосовать? За или против? Евгений Бахмутский не просто высказывает свое личное мнение, но предлагает ясные библейские принципы, которые помогли бы разобраться моим братьям и сестрам в различных жизненных вопросах и принять разумные решения в соответствии с Писанием и их совестью.

В период социальной и экономической турбулентности, усугубленной пандемией, христианам особенно важно черпать истины для практической жизни на базе библейских примеров. В случае с разразившимся финансовым кризисом мы также можем найти несколько релевантных случаев из Библии и рассмотреть их практическое применение в нашей жизни.