Чувство плеча

Чувство плеча

Служитель церкви в своем служении периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в своем труде, и этот список можно продолжать дальше. Я третий год тружусь в молодой церкви НЕБО (Новосибирская Евангельская Баптистская Община) и уже успел испытать ряд сложностей. Преодолевать их помогает применение такого принципа Нового Завета, как коллегиальное руководство.

Что такое коллегиальное руководство? Это лидерство, которое подразумевает наличие двух и более руководителей с равными полномочиями, равной ответственностью и единством в принятии решений.

БИБЛЕЙСКИЙ ОПЫТ

Когда я проанализировал все тексты Нового Завета о пресвитерах на предмет их количества в поместной церкви, коллегиальное лидерство стало для меня не только хорошим практическим знанием, но и библейской ценностью. Я увидел, что коллегиальное лидерство в церкви — это норма для церквей Нового Завета.

В Новом Завете употребляются такие термины:

πρεσβύτερος (66 раз),
πρεσβυτέριον (3 раза),
ἐπισκοπή (4 раз),
ἐπίσκοπος (5 раз),
ποιμήν (17 раз).

Не все эти слова употребляются в контексте церкви и церковного руководства. Убрав не относящиеся к теме отрывки, я проанализировал только следующие слова: πρεσβύτερος (18 раз), πρεσβυτέριον (1 раза), ἐπισκοπή (1 раз), ἐπίσκοπος (4 раз), ποιμήν (1 раз).
Эти слова содержатся в следующих отрывках: Деян. 11:29-30; 14:20-23; 15:2-6, 22-23; 16:4,5; 20:17, 20:28; 21:18; Иак.5:14; 1Пет.5:1,5; Еф.4:11; Фил.1:1; 2,3 Ин.; Тит.1:5-7; 1Тим. 3:1-2, 4:14, 5:17, 5:19.
Рассмотрим данные отрывки в контексте настоящей статьи. Их выбор осуществлялся с учетом различной географии церквей. Это поможет нам увидеть повсеместную практику, а не только локальную.

(1) АСИЯ

В Деяниях 14:20-23 приведено одно из первых упоминаний создания церкви в Новом Завете.

20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. 21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. 23 Рукоположив же им пресвитеров (πρεσβυτέρους мн.ч.) к каждой церкви (ἐκκλησίαν ед.ч.), они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. (Деян.14:20-23)

χειροτονήσαντες δὲ αὐτοῖς κατ᾽ ἐκκλησίαν πρεσβυτέρους, (Act 14:23 BGT)

Данный текст рассказывает о том, как во время третьего миссионерского путешествия Павел и Варнава рукополагали пресвитеров в разных городах. Братья последовательно прошли несколько поселений, где проповедовали Евангелие. В каждом из них уверовали люди – в Антиохии Писидийской (Деян.13:43, 48, 52), в Иконии (14:1), в Листре (14:20), в Дервии (14:21). В тексте не приводится точное количество уверовавших в каждом отдельном городе. Понятно, что во время проповеди Павла и Варнавы уверовавшие были все в одном месте. Когда Павел и Варнава пошли по этим городам в обратном порядке, они рукоположили там пресвитеров, тем самым образовав церкви. Можно предположить, что в каждом городе церквей было несколько, но синтаксис говорит о другом. В каждом городе было по одной церкви: κατ᾽ ἐκκλησίαν ед.ч. (единственное число) и «к церкви» (в каждом городе) были рукоположены пресвитеры. Множественное число говорит о том, что в каждой такой церкви пресвитеров было как минимум два.

(2) ИЕРУСАЛИМ

2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам (πρεσβυτέρους мн.ч.) в Иерусалим. 3 Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. 4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью (ἀπὸ τῆς ἐκκλησίας ед.ч.), Апостолами и пресвитерами (τῶν πρεσβυτέρων мн.ч.), и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. 5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев. 6 Апостолы и пресвитеры (οἱ πρεσβύτεροι мн.ч.) собрались для рассмотрения сего дела.

(Деян.15:2-6)

Павел и Варнава отправились на совет к апостолам и пресвитерам Иерусалима, где была одна церковь. Это мы видим из употребления слова «церковь» в единственном числе, и в этой одной церкви были апостолы и пресвитеры. Стих 6 показывает, что для решения вопроса собралась не вся церковь, но лишь апостолы и пресвитеры. Это указывает на коллегиальное руководство в поместной церкви.

22 Тогда Апостолы и пресвитеры (τοῖς πρεσβυτέροις мн.ч.) со всею церковью (τῇ ἐκκλησία ед.ч.) рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, [именно]: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, 23 написав и вручив им следующее: “Апостолы и пресвитеры (οἱ πρεσβύτεροι мн.ч.) и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

(Деян.15:22,23)

Этот текст является продолжением предыдущего. После принятия принципиального решения апостолы и пресвитеры подключили теперь уже всю церковь к избранию людей, способных передать их решение братьям в Антиохии. На этом этапе было важно привлечь всю церковь, потому что избранные люди становились представителями всей Иерусалимской церкви. Как и в предыдущем отрывке, мы здесь видим коллегиальную форму управления в поместной церкви. В эту коллегиальность были вовлечены также и апостолы.

(3) ЕФЕС

Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров (τοὺς πρεσβυτέρους мн.ч.) церкви (τῆς ἐκκλησίας ед.ч.) (Деян.20:17)

Павел обратился к пресвитерам, признавая их особую роль в церкви. Единственное число слова «церковь» указывает на одну церковь в городе Ефес, а множественное число слова «пресвитеры» указывает на коллегиальное представительство данной церкви.

Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (ἐπισκόπους мн.ч.), пасти Церковь (τὴν ἐκκλησίαν ед.ч.) Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. (Деян.20:28)

В этом стихе продолжается обращение Павла к пресвитерам церкви в Ефесе. Здесь Павел назвал пресвитеров блюстителями (епископами), обращая внимание на их охранную функцию против лжеучений в церкви. Обращение ко всем пресвитерам показывает, что они должны были пасти церковь коллективными усилиями, а не поодиночке. Это указывает на их коллегиальность в заботе о церкви. Слово «церковь» здесь употребляется в единственном числе, но возникает вопрос: это говорится о поместной или о Вселенской церкви? Контекст говорит о поместной, но слова «приобрел Себе Кровию Своей» указывают на Вселенскую. Поместная церковь является частью Вселенской. Христос умирал за Вселенскую, а значит и за поместную церковь. Не будет ложным утверждение, что Христос умирал за конкретную поместную церковь, потому что об этом говорит контекст.

Итак, данный текст говорит о коллегиальной заботе, которую должны были оказывать пресвитеры поместной церкви в Ефесе.

(4) КРИТ

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам (kata. po,lin ед.ч.) пресвитеров (πρεσβυτέρους мн.ч.), как я тебе приказывал: 6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. 7 Ибо епископ (τὸν ἐπίσκοπον ед.ч.) должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец (Тит.1:5-7)

Здесь мы видим употребление двух разных слов – «пресвитер» и «епископ» – в качестве синонимов. Оба слова описывают одну и ту же группу людей – руководителей церкви. Тимофей по просьбе Павла должен был поставить достаточное количество пресвитеров. Внимание здесь стоит обратить на фразу, переведенную в синодальном переводе как «по всем городам», и она не так точно отражает единственное число в греческом тексте. Возможно, перевод, отражающий единственное число, будет таким: «и поставил в каждом городе пресвитеров». Получается, что церковь была незавершенной в своем развитии, если в ней не несли служение, по крайней мере, два пресвитера.

ВЫВОДЫ

Церкви, находившиеся в разных местах Римской империи, создавались под коллегиальным руководством. Такая практика была общепринятой.

50% изученных текстов описывают коллегиальное руководство, около 25% текстов ничего не говорят о количестве пресвитеров, а 25% текстов являются неясными. Стоит отметить, что тексты, противоречащие идее коллегиального руководства и утверждающие единоличное управление, полностью отсутствуют.

Ясные

Неясные

Бессодержательные

Противоречащие

Деян.14:20-23 Деян. 15:2-6, 22-23 Деян.16:4,5 Деян.20:17, 20:28 Деян. 21:18 Иак.5:14 Фил.1:1 Тит.1:5-7

Деян.11:29-30 1Пет.5:1,5 1Тим.4:14 1Тим.5:17  

2,3 Ин. 1Тим.3:1-2 1Тим.5:19 Еф.4:11  

 


Каким образом толковать неясные тексты?

Последовательным решением будет толковать их, опираясь на ясные тексты, тем более что ясные тексты представлены в Новом Завете в большом количестве.

Данный подход к управлению общиной верующих не является новым. Хотя церковь создана Богом в период Нового Завета, но, начиная с Ветхого Завета, еврейское общество управлялось советом старейшин. Исследуя Новый Завет, мы не находим новых указаний от Бога о форме управления, поэтому вполне естественно было перенять уже существующую форму управления для поместной церкви.

Важно отметить, что отсутствуют тексты, противоречащие учению о множественности пресвитеров. Нет ясных текстов, указывающих, что должен быть только один пресвитер. Более того, в 3Ин.9-11 мы встречаем Диотрефа, который «любит первенствовать». Желание быть единоличным лидером церкви показано в отрицательном свете. Это – существенное предупреждение против управления одним лидером.

НАШ ОПЫТ

Подражая опыту первых церквей, мы в церкви НЕБО последовали практике коллегиального руководства, и мне стала очевидна практическая польза от этого.

Во-первых, я испытываю недостаток мудрости в разных вопросах касательно церкви. Обсуждая их вместе с другим служителем, всегда легче найти верное решение. В народе говорят: «одна голова хорошо, а две лучше».

Во-вторых, коллегиальность помогает бороться с гордостью. Проводя за изучением Библии больше времени, чем остальные члены церкви, ты понимаешь, что знаешь больше, чем они, и можешь ответить на многие их вопросы. От этого иногда появляется чувство превосходства над теми, кто знает меньше. Но твой сослужитель обязательно поговорит с тобой об этом и поправит, если нужно.

В-третьих, в церкви есть неудобные или сложные люди. Иногда появляется страх перед ними. Благодаря помощи сослужителя через совместную беседу с неудобным человеком, ощущается поддержка, необходимая при наставлении таких людей.

Благодаря совместному труду можно служить более эффективно. Есть много факторов, мешающих развиваться. Например, лень, болезнь, экстренные дела и прочее. Сослужитель, побуждаемый Богом к достижению тех же целей, что и ты, обличит тебя, подстрахует, ободрит и поможет делу Божьему, и оно будет далее совершаться и улучшаться.

Есть также видимые сложности коллегиального руководства:

(1) Тратится больше времени на принятие решений

На начальном этапе многие вопросы требуют согласования. Со временем ты лучше узнаешь своего сослужителя и понимаешь образ его мыслей. Появляется опыт, как понятно донести свою мысль. Часть вопросов повторяется, поэтому решения, принятые однажды, сохраняют свою актуальность и в будущем. Потратив на решение вопросов достаточное количество времени в начале, в дальнейшем уже не приходится тратить столько усилий.

(2) По некоторым вопросам сложно договориться

Если какие-то вопросы требуют решения, а нам сложно договориться, то один смиряется, принимая лучшие аргументы другого. Если нет единства мнений, а вопросы не требуют немедленного решения, то проблема не выносится из узкого круга, а остается для рассмотрения внутри совета. Такая практика производит добрые изменения в наших характерах.

Баптист Марк Дэвер в своей популярной книге «Продуманное созидание церкви» пишет о коллегиальном руководстве поместной церковью:

Я могу честно признаться, что изменение системы в пользу множественности пресвитеров в нашей̆ церкви оказалось самым полезным событием за всю историю моего служения пастором в церкви в Вашингтоне.

Марк Дэвер

Братья-служители, желаю и вам испытать благословение от чувства плеча сослужителя!

 

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.